Тольяттинцы сомневаются в законности введенных мер по ограничению передвижения

В четверг, 2 апреля, после объявления Владимиром Путиным срока окончания нерабочих дней в стране, социальные сети взорвались негодованием. Для многих тольяттинцев сидеть дома без работы до конца апреля – недоступная роскошь. Многие жаловались, что у них осталось всего несколько сотен рублей и больше денег ждать неоткуда.

Особое негодование вызвал тот факт, что горожанам запретили выезжать на дачи – об этом в твиттере сообщили представители Правительства Самарской области.

К нам в редакцию поступают постоянные вопросы: «Имеют ли право власти ограничивать право передвижения людей?», «Соответствуют ли Конституции принятые меры?».
Эти вопросы вызваны тем, что понятия «режим самоизоляции» законодательно не закреплен.

Давайте почитаем закон. В соответствии со статьей 55 Конституции ограничения прав и свобод граждан возможны только в силу федерального закона и в конституционно значимых целях.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ есть подпункт 6 пункта 4.1: «Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.».

Правительство Самарской области своим постановлением Правительства ввело на территории Самарской области режим повышенной готовности. Что это значит?

При введении режима повышенной готовности уполномоченные власти должны принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Это установлено пунктом 10 Федерального закона.

Делаем вывод – мы все сейчас находимся в ситуации, когда существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Правительство Самарской области принимает меры, чтобы эта ситуация не наступила. Ограничивать передвижение транспорта и людей, а также приостанавливать деятельность предприятий в этой ситуации власти имеют полное право.