Ваши деньги под защитой: как банкоматы теперь борются с аферистами

03.06.2025, 09:00 , Дарья Смирнова

С 1 июня вступает в силу законодательная норма, предусматривающая незамедлительную блокировку банковских карт при определенных обстоятельствах
Данное нововведение касается всех держателей пластиковых карт, а также пользователей приложения "Сбербанк Онлайн".

"Предел тревоги": Как банкоматы защитят средства клиентов от мошеннических действий, начиная с 1 июня 2025 года.

Представьте ситуацию: вы стоите перед банкоматом, набираете PIN-код, ощущая тревогу, а в это время по телефону "представитель службы безопасности" настоятельно требует снять все ваши сбережения. С 1 июня 2025 года подобный сценарий может быть прерван следующим образом: вместо запрошенной суммы банкомат выдаст только часть средств. Это не техническая неисправность, а новая система безопасности, внедряемая банками Российской Федерации. Она носит неофициальное название "антимошеннический барьер" и предназначена для предотвращения случаев выманивания наличных денежных средств злоумышленниками.

Каков принцип действия данного механизма? В его основе лежит анализ поведенческих факторов и алгоритмы оценки рисков. Современные банкоматы оснащены камерами видеонаблюдения и сенсорными датчиками. В случае, если система искусственного интеллекта обнаруживает признаки повышенного уровня стресса у клиента, такие как учащенное дыхание, резкие движения, беспокойный взгляд, телефонный разговор с повторением чужих инструкций, операция классифицируется как потенциально мошенническая. В этот момент активируется "предел тревоги". Клиент сможет получить не более 50 000 рублей за одну операцию, а общий лимит на снятие наличных денежных средств через банкомат будет ограничен аналогичной суммой на период 48 часов.

В случае, если алгоритм выявит признаки оказания давления на клиента, банкомат автоматически ограничит выдачу средств до 50 000 рублей в сутки.

Предполагается, что данного временного интервала будет достаточно для того, чтобы жертва мошеннических действий успокоилась, осознала происходящее, связалась с представителями банка по официальным каналам связи и предотвратила полную потерю денежных средств. Одновременно с этим банк направит клиенту уведомление посредством SMS или push-уведомления, содержащее предупреждение о возможной попытке мошенничества и рекомендации по незамедлительной связи с банком.

Помимо индивидуального "предела тревоги", вводится общесистемный механизм защиты. В случае выявления Банком России или правоохранительными органами новых схем мошенничества, связанных с принудительным снятием наличных денежных средств в банкоматах, может быть установлен лимит на снятие средств для всех клиентов банков в размере 100 000 рублей в течение 30 дней. Данная мера направлена на снижение эффективности новых мошеннических схем.

Ранее злоумышленники могли выводить крупные суммы денежных средств в течение короткого периода времени. Теперь у граждан появится возможность осознать, что их обманывают.

Каковы причины считать данную систему прорывом в борьбе с финансовым мошенничеством? До настоящего времени банки могли только отслеживать и блокировать подозрительные переводы денежных средств на счета третьих лиц или в другие банки. Однако, в случаях, когда клиент самостоятельно снимал наличные денежные средства по указанию злоумышленников, банк был практически бессилен. Мошенники использовали данную возможность, заставляя жертв снимать крупные суммы денежных средств. Теперь, даже если клиент поверил в легенду злоумышленников, он не сможет снять крупную сумму денежных средств. Алгоритм предоставит ему время для принятия взвешенного решения.

Пример: В 2024 году пенсионерка из Самары, поверив телефонному звонку "из банка", сняла и передала мошенникам 2 000 000 рублей в течение 40 минут. С 1 июня 2025 года, в случае срабатывания "предела тревоги", она смогла бы получить только 50 000 рублей. Оставшиеся средства остались бы на ее счете, предоставив ей и банку время для принятия мер.

В случае, если банкомат ограничил выдачу денежных средств, следует сохранять спокойствие и обратиться в службу поддержки банка.

Важно отметить, что для законопослушных клиентов, снимающих денежные средства по своей инициативе, данная система не создаст никаких ограничений. Лимиты в размере 50 000 или 100 000 рублей будут активироваться только в случае выявления признаков оказания психологического давления на клиента. Обычные операции будут проводиться в штатном режиме.

Что делать, если банкомат ограничил выдачу денежных средств, а вы уверены в добровольности своих действий?

Необходимо:

Прекратить разговор с любым "сотрудником", находящимся на линии.

Позвонить в официальную службу поддержки своего банка по номеру телефона, указанному на банковской карте, официальном сайте банка или на банкомате.

Описать ситуацию оператору. Служба безопасности банка проведет проверку операции и, в случае отсутствия признаков мошеннических действий, снимет ограничение.

Данная система представляет собой инструмент, предназначенный для предоставления возможности гражданам, оказавшимся в стрессовой ситуации, сохранить свои денежные средства. Теперь банкомат выполняет не только функцию выдачи денежных средств, но и является средством защиты от мошеннических действий.