Психолог из Тольятти рассказал, как научить ребенка делать домашние задания

Вот уже почти месяц, как школьники Тольятти начали грызть гранит науки в учебных заведениях . Но пока учебный процесс не может окончательно прийти в нормальное русло. Конечно же, сказалась самоизоляции — школьники, а особенно младшеклассники расслабились, сидя дома, и сейчас их очень сложно приучить ходить в школу и делать уроки. Мы поговорили в тольяттинских психологом Еленой Прудиус и узнали, как поступать в случае, если ребенок категорически не хочет ходить в школу и делать домашние задания.

- Проблема нежелания учиться и делать уроки существовала и до эпохи ковида, - рассказывает психолог. - Конечно, пандемия и вынужденная изоляция усугубила ситуацию и истощила эмоциональный ресурс всех субъектов учебного процесса – и детей, и родителей и учителей. Львиная доля в решении проблемы состоит в функциональном партнерстве семьи и школы. Учитель ежедневно видит каждого ребенка и может дать рекомендации в каждом конкретном случае, ведь у каждого ребенка с проблемами адаптации целый спектр особенностей. Есть смысл задавать вопросы педагогам и стараться ними сотрудничать в деле помощи ребенку.

Конечно, существует категория детей с трудностями адаптации в быстро меняющихся условиях. С ними сложнее.

- Этим детям нужна достаточно хорошая поддерживающая ситуация дома. Мы исходим из того, что без эмоционального комфорта ребенок всеми способами пытается его себе обеспечить, в том числе истериками. В небезопасной для психики ситуации ребенок занят защитой от слишком агрессивного внешнего мира, и мотивация на получение знаний нулевая. Как заметила известный психолог Людмила Петрановская, ребенок в школе либо выживает, либо учится. И то и другое невозможно совместить. Из дома ребенок должен вынести ресурс безопасности и защищенности, в народной культуре это материнское благословение на подвиг учебы. Хороши любые ритуалы в духе «поцелуя в ладошке» из одноименной книги Одри Пенн. Мама енотиха, провожая своего сыночка в звериную школу, отдала ему свой поцелуй прямо в ладошку и сжала ее, сказав, что где и когда угодно он может приложить свою ладошку к щеке и почувствовать теплый мамин поцелуй и ее любовь. А много лет назад, задолго до выхода в свет этой книги, моя приятельница рассказала о своем опыте проводов в школу своего сына (кстати, приемного ребенка, что всегда осложняет формирование отношений привязанности). Она пожимала ему руку и «передавала свою силу и уверенность» в том, что сын справится со всеми трудностями. Помогало. И, знаете, эти ритуалы очень хорошо работают, если мать делает это со всей силой своей любви и «всем своим организмом», по меткому выражению Анны Леонтьевой, журналиста, мамы и автора книги «Я верю, что тебе больно. Подростки в пограничных состояниях».

Также очень важный ритуал — это встретить ребенка из школы.

- «Ушелец» в школу может пройти испытания, не сопоставимые с его незрелыми возможностями совладания, и вернуться в дом в состоянии потерпевшего, даже заболевшего. В народной традиции матери пользовались репродуктивной символикой (материнства и родов), т.е. символически возвращали дитя в лоно заботы и исцеления. Это просто, как в сказке, нужно сначала усадить и накормить , а потом про день прожитой спрашивать. И никак не наоборот. Причем, одна из сегодняшних моих собеседниц интуитивно это делает таким образом, что спрашивает дочь о том, как прошел день, что произошло, показывая свою полную готовность слушать все, что ей скажут. И только тогда после рассказов о девчонках и мальчишках, дружбе и недружбе, всплывают двойки, тройки, курящие и матерящиеся одноклассники, т.е. полноформатный доверительный разговор, в котором происходит эмоциональная перезарядка.

Что касается принуждения в выполнению домашнего задания — психолог этого не рекомендует.

- Лучше помочь разобраться в задании, организовать процесс самоподготовки с динамическими паузами в случае с младшими школьниками. Совместная деятельность несет совершенно самостоятельную ресурсную для ребенка роль, учит его в работе в команде, диалогам и разумным компромиссам. Что касается наказаний – если ребенок считает его справедливым, то беды не будет. Но, если воспринимает, как несправедливость, мы ввергаем его в зону насилия. Вообще, страшно, когда родной дом превращается из безопасного места в дикое поле социума, зону насилия. Когда «чик-чик, я в домике» больше не работает, и в безопасности можно чувствовать себя только с затычками и музыкой в ушах. Не отнимайте у ребенка это первое и последнее его убежище, его дом. Чтобы он не натворил, как бы его не корили все остальные люди. Вместе сложные ситуации разрешаются легче. Главное, не преувеличивать ценность отличных оценок. Гораздо важнее – неубитый познавательный интерес хоть к чему-то и базовое доверие к миру и себе. Это ребенку в жизни точно пригодится, в отличие от пятерок.