Будущее автопрома КНР: банкротства «зелёных» брендов и роль зарубежных марок

freepik.com
Автоэксперт и обозреватель «Дрома» Сергей Арбузов прогнозирует серьёзные изменения на автомобильном рынке Китая в ближайшие один‑два года. В интервью он заявил, что на фоне затяжных ценовых войн и переизбытка мощностей в сегменте электромобилей и гибридов велика вероятность громких банкротств китайских брендов.
Арбузов напомнил, что китайский рынок уже пережил уход ряда иностранных и местных производителей. Среди зарубежных компаний он перечислил Suzuki, завершившую производство в КНР в 2018 году, и Renault, не сумевшую закрепиться на рынке и ушедшую в 2020‑м. Из числа китайских и связанных с ними марок эксперт назвал Lifan, Brilliance, Haima, тайваньский проект Luxgen, бренд Qoros, а также возрождённую марку Borgward. Отдельно он упомянул проблемы Polestar, связанной с Geely.
По его мнению, устойчивость многих электрических и гибридных стартапов в КНР в значительной степени видимая. Он привёл пример компании Nio, совокупный долг которой оценивается более чем в 20 млрд долларов. По оценке Арбузова, государственные концерны вынуждены субсидировать продажи электромобилей за счёт машин с двигателями внутреннего сгорания, при этом общий спрос снижается. «Зелёные» бренды для достижения целевых показателей привлекают новые инвестиции, увеличивая долговую нагрузку.
Эксперт утверждает, что по итогам десяти месяцев 2025 года снижение продаж зафиксировано у большинства крупных производителей электромобилей: BYD, Tesla, Zeekr, Lixiang, Aion и Arcfox. На этом фоне он выделяет три проекта, которые называет «островками стабильности»: Leapmotor (частично принадлежащий Stellantis), Xpeng, сотрудничающий с Volkswagen, и марку Xiaomi. По его данным, Leapmotor уже вошёл в десятку крупнейших игроков, а кроссовер Xiaomi Yu7 в октябре стал самым популярным кроссовером Китая и занял пятое место в общем рейтинге.
Арбузов обращает внимание, что одновременно сильные позиции сохраняют японские автопроизводители Toyota, Nissan и Honda, которые продолжают успешно продавать автомобили с ДВС. Volkswagen, по его словам, по‑прежнему занимает третье место по объёму продаж в Китае.
Эксперт считает, что в ближайшие годы рынок КНР ждёт не только сокращение числа марок из‑за банкротств, но и череда слияний и укрупнений на фоне ослабления господдержки и высокой конкуренции. Он отмечает, что в этой ситуации списывать со счетов зарубежные компании, интегрированные в китайский автопром, было бы неправильно, сообщает РГ.
Обратите внимание: «Поступили свежие данные». Синоптики резко изменили прогноз на ноябрь 2025 года

