Четыре двери и мотор от «десятки»: какой могла стать новая «Ока»

Юбилей ВАЗ‑1111 «Ока» — 35 лет с начала серийно...

freepik.com

Юбилей ВАЗ‑1111 «Ока» — 35 лет с начала серийного выпуска — повод вспомнить не только о прошедшей славе малолитражки, но и о несбывшихся возможностях. Бывший гендиректор ЗМА Васил Каюмов рассказывает, что судьба модели могла сложиться иначе, если бы завод сохранил полноценную поддержку АвтоВАЗа. После ухода Виктора Полякова «Оку» внутри концерна стали воспринимать как «налог имени Полякова», а финансирование проекта планомерно сворачивалось, без планов на глубокую модернизацию.

В тот период ЗМА пытался найти путь в будущее через кооперацию. Рассматривались варианты сотрудничества с Volkswagen (на базе T4), а также с южнокорейскими и индийскими производителями — Kia, Hyundai, Tata, SsangYong. Но корейские бренды тогда откровенно обозначили Россию лишь как рынок сбыта, а не как площадку для сборки, а политическая обстановка не позволила довести переговоры до реальных проектов.

Тем временем на самом заводе шла работа над «Окой» нового поколения. Конструкторы создали прототип «Ока‑2» — компактной городской машины с четырьмя дверями и двигателем от ВАЗ‑2110. Такой автомобиль мог бы сохранить ключевое преимущество оригинала — малые габариты — и при этом предложить покупателям более привычный формат кузова и мощный силовой агрегат. По сути, это была попытка опередить запросы времени.

Проект так и остался в статусе опытного образца. По мнению Каюмова, сегодня, когда большинство городских поездок совершается в одиночку или вдвоём, подобная компактная и экономичная машина пользовалась бы устойчивым спросом. История «Оки» демонстрирует, как отсутствие стратегической воли и инвестиций лишило российский автопром шанса получить современную городскую малолитражку, способную органично вписаться в реалии перегруженных мегаполисов, сообщает РГ.

Читайте также: