Купить иномарку из Белоруссии: какие модели реально выгодны по утильсбору

freepik.com
Обновлённые правила утильсбора в России заставили многих пересмотреть планы по покупке иномарки. С 1 декабря сумма сбора для физических лиц привязана не только к рабочему объёму двигателя, но и к его мощности, а льготный тариф сохранился лишь для машин не мощнее 160 л.с. На фоне подорожания «серых» поставок и накруток перекупщиков всё больше покупателей снова смотрят в сторону Белоруссии, где вторичный рынок по сути стал «воротами» для европейских и корейских машин.
Главное преимущество «белорусского маршрута» — сочетание относительно свежих авто и заметно более низких цен по сравнению с российскими площадками. Рынок Минска, Бреста и Гродно регулярно пополняется машинами из ЕС благодаря близости к границе и удобной логистике: Брест — в двух сотнях километров от Варшавы, Гродно — менее чем в 200 км от Вильнюса. Это позволяет находить востребованные модели с небольшим пробегом, которые через год можно завезти в Россию по льготной ставке.
Сама льгота по утильсбору выглядит скромно в абсолютных цифрах — 3,4 тыс. рублей для машин младше трёх лет и 5,2 тыс. рублей для более возрастных. Но в сравнении с полными ставками экономия получается принципиальной, особенно на фоне ростущих цен и сборов для более мощных двигателей. Ключевое условие — автомобиль должен законно находиться в Белоруссии не менее года и не менять владельца: только тогда налог можно будет списать по льготе.
Чтобы не столкнуться с проблемами при оформлении ЭПТС в России, ещё на этапе переговоров с продавцом важно проверить документы: оригинал ТПО (таможенного приходного ордера), пассажирскую таможенную декларацию, таможенное удостоверение (оригинал или заверенную копию). Если продавец уклоняется и не готов взять дубликаты в таможне, от такой сделки лучше отказаться: риски блокировки оформления и юридических проблем слишком велики.
Отдельный шаг — тщательная проверка VIN‑кода. По 17 символам можно не только пробить историю ДТП, ограничений и залогов, но и убедиться, что машина действительно год числится в Белоруссии, а не «висит» в серых схемах. Только после этого имеет смысл везти авто на диагностику и выходить на сделку.
С точки зрения утильсбора и мощности наиболее выгодны модели с моторами до 160 л.с.: кроссоверы и седаны Honda, Nissan, Mazda, Hyundai, Kia, многие Audi и Skoda, ряд моделей Volkswagen, Volvo XC40, компактные Opel, а также «младшие» BMW — 3‑я, 5‑я серии и X3 в «правильных» комплектациях. Цены стартуют примерно с 11 тысяч долларов за машины 2021–2022 годов и достигают 50 тысяч и выше за премиум.
Разница с российскими ценниками из‑за белорусской растаможки и льготного утильсбора в ряде случаев всё ещё измеряется сотнями тысяч и даже миллионом рублей. Но финальная выгода зависит от курса валют и аккуратности в документах. Ошибка с бумагами или недооценка валютных рисков легко превращают «выгодный транзит» в дорогую авантюру, сообщает РГ.

