Психолингвисты ВШЭ: мотивация важнее навыков для скорости чтения

freepik.com
Психолингвисты НИУ ВШЭ – Санкт‑Петербург показали, что у школьников 8–11 классов скорость чтения по‑прежнему зависит от того, как они обращаются со звуками речи, и от их отношения к чтению. Исследование, проведённое на выборке из 161 старшеклассника, продемонстрировало: фонологическая обработка не «исчезает» к середине подросткового возраста и остаётся значимым фактором при чтении связных текстов.
Участникам предлагали вслух и про себя читать тексты, а также выполнять ряд фонологических заданий: оперировать звуками в словах, удерживать и изменять звуковые последовательности. Выяснилось, что подростки с более развитой фонологической обработкой читали связные тексты быстрее. Это противоречит прежнему представлению о том, что после начальной школы такие навыки почти не влияют на беглость чтения.
Отдельно оценивалось отношение к чтению — насколько школьники любят книги и как часто читают по собственному желанию. Этот показатель оказался ещё более важным предиктором: подростки, которые позитивно относятся к чтению, демонстрировали более высокую скорость, даже если их когнитивные показатели были сопоставимы с результатами менее мотивированных сверстников.
Команда Центра языка и мозга впервые представила нормативы фонологического теста для учащихся 8–11 классов. Ожидается, что этот инструмент будет использоваться логопедами и нейропсихологами для более точной диагностики рисков дислексии и других нарушений чтения у подростков. Исследователи подчёркивают, что школьным программам важно сочетать развитие технических навыков с поддержкой устойчивого интереса к чтению, сообщает Телеканал Санкт-Петербург.
Обратите внимание: Овнов ждет резкий карьерный подъем, а Ракам смело можно начинать ремонт

