Россияне пересели в плацкарт: экономия бьет по купе и СВ

архив редакции
Зимний сезон–2025/26 на железной дороге показывает сразу два тренда: люди стали больше ездить, но при этом заметно экономят на уровне сервиса. По данным «РЖД–Цифровые пассажирские решения», продажи железнодорожных билетов зимой выросли почти на четверть по сравнению с прошлым годом, а авиабилетов — примерно на треть. Однако рост спроса не означает готовность переплачивать: пассажиры массово уходят из более комфортных классов в плацкарт.
Гендиректор «РЖД–Цифровые пассажирские решения» Евгения Чухнова отмечает, что зимний спрос не просто восстановился после ковидных и турбулентных лет, а «перешёл в новое качество»: люди теперь планируют отдых так же вдумчиво, как деловые поездки — за 40–60 дней, с чётким выбором маршрута и транспорта. Самыми популярными направлениями предсказуемо остались «маятники» между двумя столицами: Петербург — Москва и Москва — Петербург суммарно дали более половины продаж в топ‑10 маршрутов. Выросли и поездки из регионов: особенно заметен прирост по направлению Казань — Москва.
На фоне подорожания перелётов в среднем на 16,6% железнодорожные поездки формально подешевели почти на 3%. Но, как признают в отрасли, это во многом статистический эффект: пассажиры чаще выбирают самые дешёвые варианты. Продажи билетов в плацкартные вагоны за год подскочили на 7,3%, тогда как спрос на купе снизился более чем на 8%, на люкс — свыше 32%, а на СВ — почти на 34%. Фактически россияне голосуют рублём за базовый комфорт в обмен на возможность вообще поехать.
Вице‑президент АТОР Сергей Ромашкин описывает происходящее как переход к «сберегательной модели» потребления: высокие ставки по вкладам и рост повседневных расходов заставляют часть людей вовсе отказываться от новогодних поездок, перенося «личный Новый год» на дату окончания депозита. По данным АТОР, за три года расходы на внутренний отдых выросли примерно на 50%.
На Северо‑Западе, по оценке Екатерины Шадской (Российский союз туриндустрии), новогодний сезон будет «примерно на уровне прошлого года», но структура спроса меняется: темпы бронирования туров слегка просели, зато растут самостоятельные бронирования отелей и апартаментов. Петербуржцы чаще выбирают маршруты «у дома» — Ленинградская, Новгородская, Псковская области и Карелия. Логика та же, что и с плацкартом: ехать ближе, проще и дешевле, чем раньше, но всё же не отказываться от поездок полностью, сообщает dp.ru.
Читайте также:
- С 2025 года в РФ появятся новые штрафы в сфере ЖКХ
- Для автомобилистов могут вернуть скидку 50% на добровольную оплату штрафов
- Штраф за отсутствие прописки в 2026 году: в каких случаях надо будет платить
- В Госдуме раскрыли средний размер пенсии в России в 2026 году
- В России могут узаконить выплаты алиментов продуктами и одеждой


