В ЦАГИ завершили ключевой этап исследований сверхзвукового лайнера

freepik.com
Проект по созданию российского сверхзвукового пассажирского самолёта выходит из стадии теории в зону практических подтверждений. Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского сообщил о завершении важного этапа исследований в рамках демонстратора комплекса технологий «Стриж». Это экспериментальный летательный аппарат, на котором последовательно проверяют аэродинамические, моторные и акустические решения, необходимые для будущего гражданского «суперзвука».
Заказчиком и координатором выступает НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», работы идут в связке с предприятиями Объединённой авиастроительной корпорации и Объединённой двигателестроительной корпорации, а также ЦИАМ имени Баранова. Такая широкая кооперация нужна потому, что сверхзвуковой лайнер — это комплексная задача: от аэродинамики и прочности до двигателей, шумов и комфорта пассажиров.
Один из центральных элементов программы — отработка схемы с верхним расположением силовой установки. Размещение двигателей сверху планера должно помочь решить одну из главных проблем гражданского сверхзвука: снизить силу и воспринимаемость звукового удара при переходе через звуковой барьер. В отличие от военных машин, гражданский самолёт не может постоянно «громыхать» над населенными территориями, поэтому любая технология, смягчающая ударную волну, критически важна.
На завершённом этапе в ЦАГИ сначала создали и продули в трубах модели узлов силовой установки: два двигателя, к каждому — воздухозаборник и плоское сопло с косым срезом. Для России такое сопло — абсолютно новый вариант. Испытания показали, что при верхнем расположении мотогондол воздухозаборник работает даже лучше стандартных схем, а потери тяги на плоском сопле остаются на приемлемом для демонстратора уровне.
Затем перешли к полноразмерным стендовым проверкам двигателя РД‑93МС, доработанного АО «ОДК‑Климов» под задачи «Стрижа». Плоское сопло для него изготовили с применением современных производственных технологий — от лазерного спекания до высокоточной обработки. На сопло установили систему шумоглушения разработки ЦАГИ, чтобы минимизировать шум реактивной струи при взлёте и наборе высоты. По итогам испытаний тяга двигателя и поведение сопла подтвердили расчётные параметры.
Как отметил гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало, результаты демонстрируют, что Россия располагает научно‑техническим заделом, достаточным для движения к собственному сверхзвуковому пассажирскому самолёту. Завершённый этап не означает, что проект близок к серийному лайнеру, но даёт основания продолжать работы с большей уверенностью: базовые технические решения по силовой установке и её интеграции с планером проходят практическую проверку и показывают жизнеспособность, сообщает РГ.

