Нужно ли выбирать между SEO и маркетингом?

SEO-продвижение мешает маркетингу и работе с контекстной рекламой. Подобное утверждение было справедливо лет 5-10 назад. Дело в том, что на тот момент поисковые системы меньше внимания обращали на пользовательские и коммерческие факторы ранжирования. Т.е. у Яндекса и Google было меньше вопросов к ассортименту, ценам, формам обратной связи, корректной подаче предложения и, конечно, конверсии страницы. При этом ключевым фактором были количество и плотность ключевых слов, наличие текста на странице. Вот и получалось, что если контекстная реклама и маркетинг требовали уместить предложение в 1-2 экрана и ограничить объем текста до минимума, то для SEO все равно оставалась необходимость развернуть листинг товаров (если это интернет-магазин) и разместить определенный объем текста, в который плотно вписаны ключевые слова. И местами этот текст был и большим, и достаточно тяжелым для прочтения. Отсюда и возникал конфликт между маркетингом и сеошниками.

Как боролись с проблемой? Уже на тот момент грамотные SEO-специалисты находили компромиссные решения. В частности, SEO-тексты писались более дорогими копирайтерами, которые могли превратить «портянку» во что-то полезное и интересное людям. А если и этого было мало, то контекстную рекламу выносили на отдельные страницы и даже домены.

Изменилась ли ситуация в 2024 году? Да. Причем кардинально. Теперь во главе угла маркетинговая составляющая сайта. Даже если по SEO всё сделано идеально, но маркетинг не дотягивает до нужного уровня, то сайт теряет трафик из поисковых систем. Поисковики тщательно отслеживают поведение людей на сайте и их удовлетворенность качеством страницы и предложением. Поэтому теперь в приоритете конверсия в целевое действие (звонок, заказ, заполнение формы, прочтение текста до конца и т.д.). Это не отменяет классические подходы с текстами и ссылками, просто адаптирует их под текущую реальность. Качество текстов растет, их размер уменьшается, а нужная плотность ключевых слов достигается за счет внутренней перелинковки и закупки внешних ссылок.

Есть ли исключения из правил? Конечно. И сейчас есть запросы, по которым SEO может конфликтовать с маркетингом и контекстной рекламой. Самый простой пример — информационные запросы. Т.е. это ключевые слова, по которым поисковики собрали определенную статистику и решили, что здесь люди не хотят покупать, а хотят получить какую-то информацию. По таким запросам в топе поисковых систем не бывает продающих страниц. Только тексты и видео. Как на такие запросы запустить контекстную рекламу и будет ли она эффективна? Это уже вопрос к маркетологам, т.к. всё зависит от целей. Информационный трафик обычно в 2-3 раза хуже конвертируется в заявки или продажи. Но при этом можно предложить, например, бесплатный урок по дрессировке собак для тех, кто ищет информацию по этой теме в сети. Или можно предложить шорт-лист по питанию для тех, кто хочет похудеть, в обмен на контактные данные. Вариантов масса. Но для SEO никаких альтернатив нет. Если в топе только статьи, то придется писать статью.