На V Конгрессе молодых ученых обсудили повышение качества школьного естественно-научного образования.

Какие барьеры сегодня сдерживают рост уровня подготовки учащихся по техническим специальностям? Могут ли инновационные подходы и государственные меры повысить математическую и естественно-научную подготовку школьников? Насколько серьезно ИИ меняет сегодня образование и роль учителя в школе? И как работать над созданием оптимальной системы мотивации, которая нацелит молодых людей на построение карьеры в науке?
Эти вопросы стали темой для обсуждения участников сессии "Школьное образование: от репетитора к ученому".
В Научно-технологическом университете "Сириус" презентацию экспертного доклада "Культура эксперимента": как школе воспитать новое поколение для научного и технологического лидерства России" представила София Малявина, генеральный директор АНО "Национальные приоритеты".
К настоящему моменту в России уже добились заметных успехов в развитии науки и инженерии, в последние годы в этом направлении проводят системную работу. В частности, имидж сферы укрепляет создание по нацпроекту "Молодежь и дети" современных лабораторий и то, что уже сформированы механизмы для привлечения и удержания молодых специалистов в науке. Однако проблема низкой школьной подготовки по естественным наукам и математике остается главным барьером для развития.
С 2021 года свой вклад в решение вопроса вносят экспертные доклады АНО "Национальные приоритеты", подготовленные специально для Конгресса молодых ученых. В исследованиях уже задействовано 73 эксперта.
- Запрос к школьному образованию сегодня от науки и промышленности такой: у детей важно формировать познавательный интерес к устройству мира, волю к победе, самоопределение, способность к принятию решений, готовность к преодолению неудач и ошибок, а также умение работать в моделях. Многое в школьном образовании сегодня становится барьером для этого. В первую очередь это ориентация на сдачу тестов, а не на получение знаний. Также в школах практически отказались от экспериментальной работы на уроках — без этого познавательный интерес сформировать невозможно. Почти нет возможности выбора своей траектории учащимися. В школе не формируется "культура ошибки": ошибка и оценка "2" — приговор для школьника, тогда как для ученого ошибка — это возможность роста. И все сейчас говорят о нехватке квалифицированных и мотивированных педагогов, - обозначила проблему София Малявина.
Участники сессии согласились с мнениями экспертов по поводу озвученных проблем, касающихся подготовки школьников по математике и естественным наукам. В частности, с тем, что сегодня формат ЕГЭ по физике, химии и математике не позволяет раскрыть исследовательский и инженерный потенциал учащихся. При этом результаты опроса, проведенного в рамках сессии, также показали, что участники единогласно поддерживают необходимость расширения практикумов и экспериментальной работы в школе как ключевого условия подготовки кадров для технологического суверенитета и лидерства страны.
- Меня очень волнует вопрос того, чтобы старшая школа не сводилась только к подготовке к ЕГЭ. Даже самые способные школьники нередко теряют мотивацию к участию в программах вузов, потому что ориентированы на получение 100 баллов за тест. По этой причине их траектория развития сильно сужается, - отметила Оксана Демьяненко, директор международной гимназии инновационного центра "Сколково".
Чтобы преодолеть препятствия, существующие на пути получения качественного образования, эксперты предложили перечень необходимых системных решений.
- В числе мер актуальны будут синхронизация KPI школьного образования со стратегическими целями технологического лидерства. Необходимо внедрять культуру проб и ошибок вместе с интеграцией экспериментов и глубокого изучения явлений и проектной деятельности в учебные планы. Так, совместно с работодателями или вузами можно разрабатывать реальные мини-проекты. Эксперты видят возможность и в интеграции программ школьного и дополнительного образования, поскольку в регионах успешно работают "Кванториумы", "IT-кубы", "Сириусы" и "Точки роста". Как обязательный элемент профориентации следует рассмотреть технологические и научные экскурсии в лаборатории, на предприятия или в вузы, - рассказала генеральный директор АНО "Национальные приоритеты".
Результаты опроса подтверждают эту позицию: лишь один участник сессии выразил несогласие с тем, что для формирования поколения технологических лидеров школе необходимо развивать культуру позитивного отношения к ошибкам, тогда как остальные эту меру поддержали.
В Десятилетие науки и технологий записаться на бесплатные экскурсии (12+) по научным и технологическим объектам и на лекции российских ученых можно на портале Наука.РФ (12+). В числе других значимых системных решений София Малявина назвала возможность осуществлять наставничество и профориентацию школьников при помощи студентов-волонтеров. Такая практика, как правило, увеличивает процент вовлеченности и снижает барьеры при восприятии "научного знания".
Уникальным опытом поддержки сферы образования в регионе поделилась Зоя Чернышева, директор департамента образования Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, в 2025 году 340 выпускников региона прошли отбор для получения образовательных сертификатов. Проект позволяет старшеклассникам с высокими показателями успеваемости пройти интенсивную подготовку у преподавателей ведущих вузов страны. Участница сессии внесла еще одно предложение по усовершенствованию модели образования:
- Нужно думать также про дошкольное образование, потому что именно в этом возрасте формируются будущие ученые. Здесь стоит закладывать фундамент естественно-научного и математического образования. В подростковом возрасте уже поздно делать из детей ученых, к этому моменту они уже сформировались как личности. Подростков можно лишь ориентировать и направлять.
Острым моментом дискуссии стало развитие ИИ-технологий. Модератор Юлия Грязнова предложила дать ответ на вопрос: представляет ли искусственный интеллект угрозу или возможности для школьного образования? По результатам опроса 22 % участников рассматривают развитие технологий ИИ скорее как угрозу, тогда как 78 % — как возможность.
Эксперты доклада и спикеры сессии сошлись во мнении, что онлайн-технологии должны дополнять, а не заменять образовательный процесс, причем игнорировать и отгораживаться от развития технологий нельзя, иначе школьное образование окажется в проигрыше. К новому этапу нужно быстро и рационально адаптироваться.
Участники опроса единогласно согласились с тем, что школьное образование необходимо перестраивать, учитывая новые возможности и риски, связанные с развитием ИИ.
ИИ не отменяет учителя, но требует изменения его задач.
- Взаимодействие с учителем важно в плане активации заложенных в нас эволюционных механизмов. Навыки общения, конкуренции должны приобретаться в социуме. Сегодня ИИ — один из инструментов достижения успеха, но и овладение этими технологиями зависит от развития глубины мышления. Это как выход на новый уровень, метамышление, концепции иного порядка. Не думаю, что ИИ-технологии приведут к деградации, успешными как раз будут те, кто способен быстро учиться, кто сможет овладеть новыми навыками, - поделился своим мнением Александр Гасников, ректор университета, руководитель лаборатории математических основ оптимизации национального исследовательского университета.
Отдельное внимание в докладе уделено научно-популярному контенту — важнейшему компоненту современного образования и воспитания ученого.
- Образование должно быть гибким, а оно не только консервативно, оно отстает от науки иногда на 50-60 лет. Поэтому было бы неплохо действительно ввести в образовательный процесс научно-популярный контент. Это может стать той надстройкой, с которой смогут сверяться учитель и ученик, - обозначил свою точку зрения соавтор доклада Алексей Паевский, научный журналист и популяризатор науки.
Подводя итог сессии, среди инициатив, предложенных для развития в 2026 году, София Малявина назвала сбор и систематизацию лучших практик подготовки школьников по математике и естественным наукам, а также создание верифицированного каталога научно-популярного медиаконтента для учащихся по математике, физике и химии.
Познакомиться с текстом доклада можно на сайте Экспертум.РФ и на портале Национальныепроекты.рф.


