Должен ли водитель поворачивать под стрелку, если с полосы разрешено движение прямо — ГИБДД поставила точку в споре

freepik
«Стрелка горит, чего стоишь?» — знакомый хор сзади. В российских ПДД допсекция — это разрешение на поворот, а не приказ, если нет предписывающих знаков/разметки. Но Венская конвенция трактует иначе: занял полосу с допсекцией — при красном основном сигнале поворачивай. Кто прав и что делать, чтобы не нарываться ни на конфликт, ни на штраф?
Правило по‑русски
- Прямо можно ехать из любой полосы, если нет знаков/стрелок на разметке, предписывающих иное.
- Зелёная допсекция — «можно повернуть», а не «обязан», пока нет знака/разметки «только поворот».
Правило по‑венски
- Стрелка при красном основном = движение разрешено только в направлении стрелки для занявших эту полосу. То есть — поверни.
- Россия — участник конвенции, нормы имеют приоритет, но в КоАП нет прямой ответственности за игнор стрелки как «обязанности».
Где реально накажут
- Если на полосе есть знак/разметка «только направо/налево», а вы поехали прямо — нарушение требований знаков/разметки (штраф по КоАП 12.16).
- Если разметки/знака «только поворот» нет, а вы стоите на стрелке — формально ПДД РФ не нарушены. Практика наказаний редка.
Как ездить без конфликтов
- Планируйте полосу. Хотите прямо — занимайте среднюю/ту, где нет допсекции.
- Читаете полотно. Знаки 5.15.1/5.15.2 и стрелки на асфальте — главный ориентир. Есть «только поворот» — прямо нельзя.
- Если оказались на стрелке:
- пропустите поворачивающих, если можете это безопасно сделать;
- помните о конвенции: формально лучше повернуть и перестроиться, чем создавать «бутылочное горлышко».
- Если вы поворачиваете: допускайте, что перед вами водитель следует ПДД РФ и ждёт основной зелёный. Ваш сигнал — не закон.
FAQ
Могут ли выписать штраф за «стояние на стрелке»? За это — нет, если нет знаков/разметки «только поворот». Но за несоблюдение разметки/знаков — да.
Что важнее — ПДД или конвенция? Конвенция — выше, но ответственность должна быть установлена национальным правом. Пока прямой нормы КоАП нет.
Как безопаснее? Не занимать крайние «стрелочные» полосы, если планируете прямо. Это экономит нервы и время.
Пишет источник


