Эксперты из Тольятти рассказали об особенностях инклюзивного образования

На сегодняшний день ребенку с особенностями не обязательно учиться в спецшколе. Это связано с тем, что современные школы, как и тольяттинские, дают инклюзивное образование.

Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых есть нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения и т.д.

Решение в какую школу отправлять ребенка принимают родители. Однако у всех разное мнение по поводу совмещения детей с разными возможностями в один класс.

Так, Анастасия Подгорная рассказала, что училась в классе с мальчиком, который на первый взгляд казался очень странным:

- С первого класса я училась в одном классе с Кириллом, у которого позже, как оказалось, были некоторые психические заболевания. Он был очень умным. Складывалось ощущение, что он знает ответ на любой вопрос. Однако Кирилл мог просто встать из-за парты и уйти гулять по коридорам. Иногда были резкие выходки, например, когда мой другой одноклассник начинал разговаривать или выходил к доске, Кирилл тут же вскакивал, закрывал уши руками и громко что-то говорил. Бывало, он убегал из класса. Кончено, учителя негативно реагировали на Кирилла, делали уйму замечаний, однако ему было все равно, он не уважал их.

Девушка рассказала, что мальчик считал всех глупцами, постоянно спорил с учителями и отнимал достаточно много времени от урока. Кирилл мог просто подойти к какой-нибудь парте и скинуть с нее все вещи. А посреди урока ему могло захотеться поменять стул или место: он мог начать выгонять кого-то с парты только потому, что именно он хочет занять его место. Все постоянно отвлекались на мальчика. Одноклассники Анастасии не знали, что у него на самом деле были проблемы с психикой.

- Такое непонятное и пугающее поведение продолжалось до конца 9 класса, потом Кирилл перешел в другую школу. Все вздохнули с облегчением. В дальнейшем учеба проходила продуктивнее и спокойнее, никто практически не отвлекался на что-то постороннее, - с улыбкой сказала девушка.

Педагог дополнительного образования с особенным ребенком

Мы видим, что ребенок своим странным поведением привлекал к себе много внимания и отнимал много времени от учебы. Соответственно, какие-то темы ученикам приходилось проходить в ускоренном режиме, что не особо хорошо сказывается на памяти. Тольяттинский психолог Мишанина Елена Викторовна поделилась с нами своим мнением:

- Инклюзивное образование возникло в тот момент, когда не стало хватать финансирования на спецшколы. Часть хороших учреждений для детей с ОВЗ, такие как сады и интернаты, были разгруппированы. Соответственно, возник вопрос: как распределять деток? Конечно многие учреждения России хороши, имеют много возможностей. Теперь в обычных школах могут учиться дети и на инвалидной коляске, и даже с ДЦП. Вообще, это очень хорошо для деток, так как вырабатывается толерантность, что помогает ребенку быть принятым. Это делает наше общество более гуманным и мягким.

Мишанина Елена Викторовна медицинский, семейный психолог, специалист по детско-родительским отношениям, сотрудник Центра Психотерапии Ильи Капустина и Спортивно-оздоровительного Центра Йога-Дом

Психолог подчеркнула, что однако есть и ряд необходимых вещей, о которых должны знать родители таких детей. Так, если ребенок инвалид, они должны обеспечить легкое передвижение своему чаду по школе. Тут либо няня должна помогать передвигаться, либо мама приходить на переменах. Несколько детишек с особенностям в классе вызывают интерес. Но если таких деток еще больше, то конечно у других детей тоже будет задерживаться процесс развития.

- В целом, им сложнее учиться в обычных школах. Поэтому и были созданы специализированные учреждения. Безусловно и там у детей разные интеллектуальные способности. Например, я работала в психоневрологическом санатории и там были смешанные группы. Были и детки, которые не ходили, а были в абсолютно развитом состоянии. Никакого непринятия не возникало, да и к тому же были все необходимые условия. Взрослым было удобно, так как было достаточно оборудований и процедур, - рассказала Елена.

Конечно, если говорить об условиях, удобстве и о возможностях совместного обучения, то родители более способных детей могут перевести их в другие школы, где уровень образования выше. Опять же нужно смотреть и на свои финансовые возможности.

Однако Елена Викторовна не считает, что нужно отдельное обучение для особенных детишек. Это связано с тем, что ребенку важно быть принятым, адаптироваться, коммуницировать. А если он находит своё общество, то это прекрасно и неважно как оно выглядит.

Мы взяли комментарий у учительницы, которая работала и в обычной школе, и в частной. У нее другой взгляд на этот вопрос, подкрепленный многолетним преподаванием. Ольга Смирнова считает, что для детей с ОВЗ необходимо создавать отдельные школы.

- С такими ребятами работать сложно. У класса снижается успеваемость со скоростью света. Это вынуждает увольняться учителям, ведь они не психиатры, а педагоги. Обычные дети берут пример и тоже начинают «кукарекать» под партами. В итоге дурдом полнейший. И таких 70%.

Это была одна из причин, почему Ольга ушла работать в частную школу, ведь там все иначе и с детьми активно работает психолог.

- В нашей школе таких детей не больше 10%. Однако, если учеников и их родителей не устраивает подобное соседство, то есть простые механизмы, как ребенка исключить из школы. Однако в обычных школах это сделать практически невозможно. Если родители не хотят переводить своего ребенка в спецшколу, то у них есть на это право. Конечно, педагоги и администрации могут давить такого ребенка двойками,но это не всегда помогает.

Учитель утверждает, что психолог очень сильно помогает. Раньше даже а предметах стоял предмет «психология». На нем по расписанию лечились души тренингами, беседами как групповыми, так и индивидуальными.

Конечно, достаточно сложно однозначно решить вопрос совместного обучения. С одной стороны, если мы имеем класс в обычной школе, где учатся 27 человек и среди них будет ребёнок с ОВЗ, будет создаваться дополнительная нагрузка на педагогов, да и учебный процесс будет притормаживаться. С другой стороны, обучение в спецшколе может отрицательно сказаться на его авторитете среди друзей. Поэтому каждый родитель самостоятельно принимает решение по тому вопросу. Но если они хотят качественное образование и интеллектуальный круг общения, то для этого есть частные школы.