"Прожить на такую зарплату невероятно сложно": молодая учительница из Тольятти рассказала о работе в школе

В Самарской области, как и во многих других регионах, продолжается нехватка учителей-предметников. Но что на самом деле стоит за этой проблемой? Корреспондент взял интервью у начинающего педагога Арины Васильцовой, чтобы узнать, с какими трудностями сталкивается современный учитель и как они влияют на его работу.

Арина начала преподавать русский язык и литературу в одной из школ Автозаводского района Тольятти еще будучи студенткой 4 курса в 2021 году. Молодая учительница вспоминает, что ее тепло приняли и коллектив, и ученики. "Я всегда знала, что хочу быть учителем, поэтому на днях самоуправления в школе всегда с удовольствием занимала эту должность", - рассказывает Арина.

Обычный рабочий день учителя начинается в 6 утра с утренней рутины. По словам Арины, важно позитивно настроиться перед долгим рабочим днем, иначе сложно будет выдержать школьную нагрузку. В расписании 5 уроков, которые длятся с 8:00 до 13:30. После последнего звонка учителя не спешат домой, ведь их ждет еще 2 часа проверки тетрадей. Дома педагоги продолжают готовиться к урокам - Арина любит создавать интересный авторский материал, на который уходит еще 2-3 часа ежедневно.

Одной из трудностей для начинающего преподавателя стало выстраивание отношений с родителями учеников. "Несмотря на то, что с некоторыми представителями родительского сообщества все же возникали недопонимания, мы всегда находили компромисс в тандеме с классным руководителем", - говорит Арина.

Еще одна особенность нынешних учеников - их мотивация. "Чтобы они начали учиться и приступили к теме урока, им необходимо понять, для чего они это делают. Выходом стало введение рубрики "Зачемность урока", - делится педагог.

Участие в срочных мероприятиях и конкурсах тоже вызвало у Арины трудности на первом году работы: "Было несколько случаев, когда мы оформляли заявку и готовили работу за 1-2 дня или день в день. При этом качество должно было быть соответствующим. Потом просто приобрела навык быстрой и качественной подготовки".

Однако, по словам Арины, самой большой проблемой остается низкая заработная плата учителей. Ее доход как учителя-предметника составлял чуть больше 25 тысяч рублей, из которых 5000 были доплатой "за молодого специалиста". "Этих денег мне вполне хватало, пока жила с родителями. Но одной на такую зарплату прожить сложновато. Поэтому приходится брать нагрузку побольше: классное руководство, дополнительные занятия или кураторство школьного кружка", - делится учительница.

По ее словам, такая низкая зарплата сильно влияет на мотивацию педагога. "Необходимый минимум, который должны усвоить ученики, я подготовлю и объясню всегда. А вот дополнительная развивающая информация, креативный формат урока, интересные задания без мотивации сами себя не найдут и не сделают", - констатирует Арина.

В 2023 году Арина приняла предложение стать советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, что значительно подняло ее доход. Кроме того, с 2020 года она занимается репетиторством. Дополнительный заработок помогает ей повысить качество жизни.

В этом году Арина окончила магистратуру и приняла предложение поработать в тольяттинском колледже. На это решение повлияла и материальная сторона вопроса - новая должность подняла ее заработок почти в 2 раза и уменьшила работу, которую она выполняла дома.