Законна ли езда на питбайке и что грозит тольяттинцам за выезд на проезжую часть

Законна ли езда на питбайке и что грозит тольяттинцам за выезд на проезжую часть

За последнее время среди транспортных средств в России снискали, так называемые, СИМы (средства индивидуальной мобильности). К ним относят электросамокаты, гироскуторы, моноколеса и еще некоторые средства передвижения, которые, как считают многие обладатели подобных "гаджетов" на колесах, выделяют их из толпы.

Впрочем, в последнее время популярность начал набирать и другой вид транспорта - питбайк. В отличие от тех же электросамокатов питбайки, по факту, могут выезжать на проезжую часть и являются полноправным участником дорожного движения. При этом, есть другая проблема. Питбайками в большинстве своем пользуются несовершеннолетние. Более того, подростки попадают в аварии. К сожалению, в 2024 году уже зарегистрировано несколько ДТП с питбайками в Самарской области. Есть и первая жертва.

ЕСТЬ ПОГИБШИЙ И ПОСТРАДАВШИЕ

Так, в июле страшное ДТП произошло в Волжском районе. Из собранных сотрудниками Госавтоинспекции материалов следует, что 40-летний водитель, управляя Hyundai Creta двигался по 26 километру автомобильной дороги Р-229 «Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград».

В результате он не выбрал нормальный скоростной режим и сбил 14-летнего подростка, который управлял питбайком. От удара двухколесное транспортное средство упало на проезжую часть. 14-летний пассажир питбайка погиб на месте.

Зарегистрирован и инцидент, когда оба участника ДТП оказались подростками. Так, в конце июля 15-летний водитель за рулем питбайка АМТС GS Motors ехал по улице Центральной в поселке Старое Эштебенькино. В какой-то момент он потерял управление и врезался в мопед АМТС ALFA Luxe, которым управлял 14-летний подросток. Первого подростка врачи забрали в больницу.

ЗА ВЫЕЗД НА ДОРОГУ ПРЕДУСМОТРЕННА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Насколько законно появление несовершеннолетних экстремалов на городских дорогах и вообще, является ли питбайк транспортным средством? На эти и другие вопросы постарались ответить эксперты юридического факультета и института психологии и образования КФУ.

Питбайк является спортивным инвентарем, предназначенным для спорта и активного отдыха на пересеченной местности. Однако как только питбайк оказывается на проезжей части, судебная практика рассматривает его уже как механическое транспортное средство, сообщил старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Юридического факультета Артем Тарасов.

Отметим, что при достижении 16-летия возможно получение водительских прав на управление транспортными средствами (но только категории «M» – мопеды и легкие квадроциклы и подкатегории «A1» – легкие мотоциклы).

«В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за управление транспортным средством лицом, достигшим 16 лет, которое не имеет водительских прав, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Исключение составляет лишь езда на учебном автомобиле, имеющем соответствующее обозначение», – пояснил эксперт КФУ.

«ХОТЯТ ИСПЫТАТЬ ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ»

В случае, если несовершеннолетний не достиг 16 лет, то административную ответственность – штраф в размере 30 тысяч рублей – берет на себя его родитель, а ребенок встает на учет в отдел по делам несовершеннолетних, подчеркнула доцент кафедры конституционного и административного права Зухра Гадыльшина.

Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности ИПО Ильдар Абитов убежден – явление не ново. Испокон веков молодые люди ищут способ «примкнуть» к экстриму, и на это влияет ряд возрастно-психологических факторов.

«Вопрос в том, что оказывается в приоритете. Подростки очень хотят испытать чувство взрослости. Давно установлено, что оно проявляется в том, что они демонстрируют различные признаки поведения взрослых людей, это в том числе такие рискованные занятия, как езда на питбайке – даже если это запрещено, вождение без водительских прав, – считает психолог. – Для подростков много значит мнение группы – сверстников, и конечно, опасное увлечение дает возможность выделиться, в частности, набирая максимальную скорость или выполняя какие-нибудь трюки».

«ПОМОГЛО БЫ СОЗДАНИЕ КАРТИНГ-КЛУБОВ»

По словам Абитова, психологи и психиатры выделяют целый ряд реакций, типичных для подросткового возраста, – реакции группирования, оппозиции и эмансипации.

«Когда в обществе есть запрет на езду на питбайках, молодые люди, напротив, идут на это, стремясь отделиться, быть самостоятельными», – подчеркнул эксперт Казанского университета.

Психолог верит, что острая проблема все же может быть решена, – важно, чтобы превалировало влияние родителей и позитивной просоциальной группы.

«Помогло бы и создание чего-то наподобие картинг-клубов, где можно было бы безопасно ездить либо на питбайках, либо на подобных устройствах. Подростки это смогут делать, соревнуясь друг с другом, но при этом в безопасных условиях, по правилам и под присмотром не просто взрослых, но и профессионалов, тренеров. Я думаю, что это мог бы быть выход», – заключил Ильдар Абитов.