Баланс интересов: в Мурманском рыбном порту планируют провести реновацию, руководство высказало сомнения
Для обеспечения суверенитета России в рыбном хозяйстве необходимо не только поддерживать рыболовецкие хозяйства, но и своевременно реконструировать портовую инфраструктуру силами государства и частных инвесторов.
Согласно госпрограмме "Развитие рыбохозяйственного комплекса РФ" 2014 года, скорректированной в прошлом году, поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в стране должно составлять не менее 85% в год, а уровень среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах должен достигнуть 25 кг в год в живом весе. По предварительным данным прошлого года, этот показатель составил 22,6 кг, что немного ниже нормы Минздрава РФ в 22 кг.
На основе результатов 52-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству была согласована национальная квота России в объеме до 24,6 тыс. тонн, которая была распределена между 21 российским пользователем водных биоресурсов, работающих в Баренцевом море, и на текущий момент почти вся выбрана. В грузообороте морских портов общая доля рыбы и рыбных продуктов в среднем не превышает 2-3%, но в специализированных портах этот показатель выше.
Один из таких рыбных кластеров - Мурманский морской рыбный порт (ММРП), обеспечивающий более 40% перевалки рыбопродукции Арктического и Балтийского бассейнов вместе взятых (13% от перевалки рыбы в РФ). По данным аналитиков Морцентра, ММРП перевалил 237,5 тыс. тонн рыбопродукции в 2022 году из общей суммы перевалки в Арктическом и Балтийском бассейнах в 576 тыс. тонн.
Рыбная продукция, предназначенная для экспорта и перевозимая в рефрижераторных контейнерах, обрабатывается в Мурманском морском рыбном порту (ММРП). Для этого на территории порта была построена площадка, которая может одновременно разместить 150 контейнеров, подключенных к электросети. Также старое перегрузочное оборудование было отремонтировано и обновлено, а подъездные пути были реконструированы.
Генеральный директор Мурманского морского рыбного порта Эдуард Малашенков отметил, что для перевозки рыбной продукции задействован только южный район рыбного порта, где расположено около 90% холодильных мощностей порта и более 50 предприятий рыбной отрасли. Из девяти причалов только четыре используются для размещения рыболовных судов, остальные зарезервированы Нацрыбресурсом для других грузов, несмотря на то, что обслуживание рыбных судов имеет приоритет.
В настоящее время руководство порта рассматривает предложение о реновации инфраструктуры южного района рыбного порта. Согласно этому предложению, 290 объектов южного района рыбного порта, включая холодильные терминалы, рыбоперерабатывающие и судоремонтные мощности, будут снесены, а на их месте будет построено всего семь объектов инфраструктуры.
Однако руководство Мурманского рыбного порта высказало сомнения в успешной реализации такого проекта, поскольку невозможно планировать инвестиционные проекты без уверенности в их успешной реализации и прибыльности для государства и инвесторов - сообщает rbc.ru