Древний храм в Перу показал необычную акустику и ритуальное назначение

В высокогорном регионе Уайтара исследователи из...

freepik.com

В высокогорном регионе Уайтара исследователи изучили инкское сооружение карпа уаси («дом‑палатка») и пришли к выводу, что его планировка была рассчитана на работу со звуком. Постройка XV века нарушает канон замкнутых прямоугольных планов: у неё три стены и полностью открытый фронтон. По оценке команды, такая схема позволяла концентрировать акустическую энергию — звуки барабанов или ритуальных инструментов — и направленно проецировать их в окружающее пространство с большей чёткостью.

Полевая документация (обмеры, чертежи, фотофиксация) выполнена под руководством профессора UCLA Стеллы Наир. Для проверки гипотезы о «звукоинженерии» здания она сотрудничает с лабораторией профессора Джонатана Бергера (Стэнфорд), где на основе архитектурных данных создают акустическую модель. Отдельное внимание уделяется реконструкции крыши: её геометрия и материалы могли критически влиять на распределение и реверберацию звука.

Сохранность карпа уаси объясняется последующей надстройкой — церковью Сан‑Хуан‑Баутиста, чья конструкция стабилизировала инкские стены. Проект относится к археоакустике и подчеркивает важность невизуальных аспектов в понимании архитектуры Анд. Инициатива реализуется при поддержке гуманитарного отделения UCLA и Религиозного фонда Темплтона и в сотрудничестве с перуанскими специалистами, в том числе священником прихода и местными археологами.

Обратите внимание: Смешиваю соду и кока-колу — засоры в трубах исчезают за 15 минут без сантехника

Сообщает planet-today.ru