Польза качелей, канатов и сеток: как игры на детских площадках развивают мозг малышей

Ученые установили позитивный эффект игр на детских площадках на развитие мозга
В процессе игр вырабатывается дофамин и полезны...

Фото с сайта pxhere.com

Решение проблем, возникающих у современных детей, возможно, кроется в сложном устройстве игровых зон, включающих подвесные сети и мягкие элементы.

Специалисты из Экспертного центра Санкт-Петербургского государственного университета решили выяснить, каким образом обычная игровая площадка может оказывать влияние на развитие ребенка. Они изучали сенсорно-динамическую среду уникальное пространство с сетчатыми конструкциями, канатами, качелями, мягкими модулями и разнообразными сборными элементами. Важным преимуществом является адаптивность заданий, которые легко модифицируются под нужды конкретного ребенка.

Исследование проводилось совместно с врачами ЛФК детского отделения 37 поликлиники 106 Санкт-Петербурга и центром «Сова-Нянька». Именно в «Доме Совы» установлено данное нестандартное оборудование. Ученые на протяжении нескольких лет наблюдают за детьми с различными особенностями развития и отмечают положительные изменения даже в сложных случаях.

Родители и воспитатели были опрошены, также проводились беседы с детьми. Полученные данные впечатляют: у детей значительно улучшилась координация, облегчилось общение, улучшился контроль над эмоциями и повысилась способность к обучению. Особенно важны результаты, касающиеся детей, испытывающих трудности с пониманием инструкций и стесняющихся взрослых.

«Когда ребенок находится на канате, качается или прыгает на мягком элементе, его мозг работает максимально активно, объясняет кандидат психологических наук Татьяна Мамина. Это приводит к выбросу дофамина вещества, вызывающего чувство радости от открытий и повышающего интерес к учебе. В это же время мышцы вырабатывают особые белки миокины, которые стимулируют гиппокамп отдел мозга, отвечающий за память».

Психологи подчеркивают, что современные дети часто испытывают недостаток разнообразных движений. Их активность ограничена и однообразна. А для развития необходимо решение новых, нестандартных задач, которые стимулируют мышление, планирование и управление эмоциями.

Вот как происходит развитие ребенка в подобном пространстве:

Первоначально он ведет себя осторожно и изучает окружающую обстановку.

Затем активно преодолевает препятствия и взаимодействует с другими детьми.

В процессе этого мозг ребенка формирует сложные взаимосвязи.

Это не просто коррекционное воздействие, а комплексное развитие, объединяющее тело, мышление и навыки общения.

Ключевая особенность такой среды она не требует пояснений. Ребенок самостоятельно включается в игру. Это настоящий прогресс для детей, которые плохо воспринимают устную речь. Пространство само выступает в роли наставника.

«Мы наблюдаем, как дети с тревожностью, поведенческими или двигательными нарушениями уже после нескольких занятий становятся более уверенными в себе, охотнее идут на контакт и лучше справляются с заданиями, отмечает Татьяна Мамина. Сенсомоторная интеграция является фундаментом, который должен быть положен в основу среды в детских садах, школах и реабилитационных центрах».

Ученые из СПбГУ давно работают с детьми с нарушениями осанки, речи, ДЦП и СДВГ. Татьяна Мамина и ее коллега Валерия Карпинская разработали специальную систему оценки, которая позволяет детально фиксировать даже минимальные успехи ребенка. Данная методика тестируется более пяти лет, и ее результаты легли в основу открытых курсов для педагогов и психологов.

Практическая ценность данного исследования заключается в его прикладном характере. Оно предоставляет четкие и обоснованные аргументы для руководства школ, детских садов и реабилитационных центров, демонстрируя, что инвестиции в современное, трансформируемое игровое пространство это не просто трата на «развлечения», а вклад в когнитивное и социальное развитие детей. Это своеобразный мост между нейронаукой и педагогической практикой. Результаты исследования могут послужить основой для разработки конкретных методических рекомендаций, направленных на развитие не только тела, но и мозга посредством движения, что особенно важно для детей с особенностями развития, для которых традиционные методы обучения часто неэффективны.

Важно отметить потенциальный конфликт интересов и особенности выборки. Исследование проводилось в тесном сотрудничестве с компанией-производителем оборудования («Сова-Нянька»), которое, по сути, и является объектом исследования. Это может невольно повлиять на интерпретацию результатов, создавая предвзятый уклон в сторону положительных выводов. Кроме того, выборка, хотя и наблюдаемая в течение длительного времени, не является достаточно широкой и репрезентативной в масштабах всей страны. Для получения более убедительных результатов необходимо проведение независимого повторного исследования на более крупной и разнородной группе детей из различных учреждений, сообщает innovanews.

Обратите внимание: Обещают золотые горы от Президента: мошенники создали фейковый сайт главы государства