Математики вычислили, как защитить самолет от помех технологии 5G

freepik
Новаторский математический метод, разработанный учеными, позволяет защитить авиацию от негативного воздействия сетей мобильной связи. Ключевым элементом решения является определение оптимальной конфигурации зоны безопасности, которая оберегает самолеты от помех, но при этом не наносит существенного ущерба пропускной способности сетей пятого поколения. Предполагается, что это открытие будет использовано авиационными регуляторами и телекоммуникационными компаниями для безопасного внедрения 5G вблизи аэродромов и воздушных коридоров.
Впервые для прогнозирования взаимодействия 5G-сигналов с авиационными радиовысотомерами была применена стохастическая геометрия – математический инструмент для моделирования случайно распределенных сетевых элементов. Проблема кроется в том, что частоты 5G-сетей близки к частотам, используемым радиовысотомерами, что чревато помехами. Для решения этой проблемы необходимо создание специальных зон, где влияние 5G минимизировано.
Радиовысотомеры играют критически важную роль в навигации самолета, определяя высоту полета над землей и препятствиями. Их данные крайне важны при взлете и посадке, а также при полетах на низкой высоте или в условиях ограниченной видимости. Снижение помех для их сигналов – приоритетная задача для обеспечения безопасности полетов. Технология 5G генерирует самый высокий уровень помех, что уже привело к отмене ряда авиарейсов. Решением является введение зон отчуждения, где вышки 5G функционируют в более низких частотных диапазонах.
Используя стохастическую геометрию, исследователи проанализировали различные формы зон безопасности и пришли к выводу, что треугольные зоны вокруг взлетно-посадочных полос наиболее эффективно защищают сигнал радиовысотомера, минимизируя при этом потери в производительности 5G. По словам одного из авторов исследования, работа такой зоны аналогична перекрытию одной полосы на шоссе: передача данных продолжается, но с меньшей скоростью. Установлено, что производительность сети снижается на 20% при наличии одной вышки 5G в зоне и на 50% при наличии трех.
Результаты исследования имеют международное значение, поскольку многие страны уже ввели ограничения на использование 5G-сетей вблизи аэропортов из-за опасений, связанных с работой радиовысотомеров. Предполагается, что данное исследование, при поддержке саудовской Комиссии по связи, космосу и технологиям, послужит ориентиром для международных авиационных и коммуникационных агентств при разработке правил, обеспечивающих безопасное использование технологий 5G и авиационных систем.
Обратите внимание: "Все начнется в сентябре": Синоптики опубликовали точный прогноз на начало осени 2025 года
Пишет источник