С Новым, 5786-ым: в Самаре готовятся отметить Рош ха-Шана - еврейский Новый год

Фото с сайта pixabay.com
Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает "Голова года", представляет собой один из центральных праздников иудаизма, который выходит далеко за рамки простой календарной отметки и воплощает глубокие духовные, культурные и социальные смыслы еврейского народа. Этот праздник знаменует начало нового года по еврейскому летоисчислению и открывает десятидневный период покаяния и самоанализа, завершающийся Йом-Кипуром - Днем искупления.
В 2025 году празднование Рош ха-Шана начинается вечером 22 сентября и продолжается до вечера 24 сентября, ознаменовав наступление 5786 года по еврейскому летоисчислению. Эта система ведет отсчет от предполагаемой даты сотворения мира согласно библейской традиции. Праздник приходится на первые два дня месяца тишрей - седьмого месяца еврейского календаря, который парадоксально является началом нового года.
Еврейский календарь представляет собой сложную лунно-солнечную систему, где месяцы следуют лунным циклам продолжительностью около 29,5 дней, а годы периодически корректируются добавлением дополнительного месяца (адар II) для синхронизации с солнечным годом. Это объясняет, почему даты еврейских праздников "плавают" относительно григорианского календаря, но всегда приходятся на осенний период - время сбора урожая и природного обновления.
Библейские корни Рош ха-Шана уходят глубоко в Тору, где этот день описывается как "священное собрание" с особыми ритуальными требованиями. В книге Левит (23:24-25) говорится: "В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трублении, священное собрание; никакой работы не делайте и приносите жертву Господу". Альтернативное название праздника - Иом-теруа ("День звучания шофара") - подчеркивает центральную роль этого ритуального инструмента.
Исторически праздник эволюционировал от библейского "Дня трубления" к сложному комплексу ритуалов и традиций, сформировавшихся в талмудический период и продолжающих развиваться в современности. Мудрецы Талмуда установили концепцию, согласно которой в этот день происходит божественный суд над всем человечеством, что придало празднику особую торжественность и духовную глубину.
Трубление в шофар представляет собой один из самых древних и символически насыщенных ритуалов иудаизма. Шофар изготавливается исключительно из рога кошерного животного, чаще всего барана, что создает прямую символическую связь с историей жертвоприношения Исаака (Акедат Ицхак), когда Авраам в последний момент заменил своего сына бараном, посланным Богом.
Праздничная трапеза Рош ха-Шана представляет собой сложную систему кулинарных символов, где каждое блюдо несет определенное духовное послание и выражает пожелания на новый год. Эта традиция основана на принципе "симан" (знак), согласно которому физические действия и предметы могут служить символическими выражениями духовных намерений и молитв.
Яблоки с медом являются, возможно, самым узнаваемым символом праздника, воплощая пожелание сладкого и приятного года. Перед употреблением произносится специальное благословение: "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод дерева", после чего добавляется личная молитва: "Да будет воля Твоя, чтобы обновился для нас хороший и сладкий год".
В Рош ха-Шана традиционно избегают горькой и кислой пищи, делая акцент на изобилии, сладости и разнообразии блюд как символах процветания и радости предстоящего года.
Различные еврейские общины развили собственные уникальные кулинарные традиции, отражающие местные особенности и историческое развитие. Ашкеназские евреи Восточной Европы традиционно готовят гефилте фиш - фаршированную рыбу, которая символизирует плодовитость и изобилие. Также популярны медовый пирог (леках) и различные блюда с яблоками.
Современные еврейские общины адаптируют древние традиции к новым условиям, включая местные продукты, которые получают новую символическую интерпретацию, что демонстрирует живость и адаптивность еврейской культурной традиции.
В современном мире Рош ха-Шана сохраняет свою актуальность как время рефлексии и обновления, предлагая альтернативу поверхностному отношению к времени и потребительской культуре. Праздник напоминает о важности духовных ценностей, семейных связей, общественной ответственности и стремления к личностному росту, сообщает ГТРК "Самара".
Обратите внимание: Офтальмолог рассказал, к