В Самаре вспомнили 6 крупных транспортных проектов, включая монорельс в Тольятти

Фото: Дмитрий Павлов
В областной вновь активизировалась дискуссия вокруг давнего замысла, впервые озвученного в декабре 2024 года: возведения канатной дороги, пересекающей Волгу. Информация об этих планах нашла отражение в изменениях к главному градостроительному документу, где были указаны и предполагаемые сроки исполнения.
В соответствии с приложением к указанному документу, "к 2030 году запланировано создание воздушной переправы через Волгу, с размещением станций в Рождествено и на Поджабном".
Идея строительства канатной дороги на другой берег Волги появилась больше десятилетия назад. В 2011 году в губернии активно дискутировался проект туристического комплекса "Жигулевская жемчужина", неотъемлемой частью которого должна была стать канатная дорога. Первоначальный проект включал строительство гостиничных комплексов, небольших отелей, кемпингов, туристических баз и развлекательных заведений по всей территории комплекса.
Через 3 года власти предприняли попытку реализовать проект, заключив соглашение между областным правительством и ассоциацией "Версиво". Сумма реализации проекта оценивалась в 2,2 млрд руб, но получить инвестиции не удалось. Кроме того, проект вызвал острую критику со стороны защитников окружающей среды, и его осуществление было приостановлено. В 2021 году к нему вновь вернулись, но безрезультатно. Тогда же в Самаре начались разговоры о строительстве канатной дороги на Поджабный, но никаких конкретных шагов так и не последовало.
Стремление связать Самару с пригородом посредством канатной дороги существует уже давно, но дальше этапа проектирования дело не продвинулось.
Тем не менее, сооружение канатной дороги, соединяющей Самару и жилой район Южный город, могло бы принести определенную пользу. Об этом свидетельствуют данные, указанные в комплексной схеме по организации транспортного обслуживания в Самарско-Тольяттинской агломерации, опубликованной на официальном сайте правительства региона.
Этот документ был разработан экспертами РОСДОРНИИ по заказу регионального Минтранса, которые обозначили причины, по которым не стоит отказываться от этой смелой идеи.
В опубликованной схеме подчёркивалось, что это обусловлено растущей потребностью в транспортном обеспечении, а также высокой туристической привлекательностью канатных дорог как самостоятельного объекта и как элемента транспортной инфраструктуры.
Предполагается, что протяженность канатной дороги составит 9,1 километра, а завершение строительства запланировано на 2035 год. По оценкам авторов схемы, стоимость проекта составит 5,9 миллиарда рублей.
Известны и предполагаемые характеристики канатной дороги: 86 пассажирских кабин, скорость движения 6 метров в секунду и время в пути до железнодорожного вокзала в Южном городе 25 минут. Посадочные станции планируется разместить в поселке Шмидта (Запанской) и на улице Преображенской в Южном городе.
Идея продления трамвайных путей от стадиона "Солидарность Самара Арена" в направлении Крутых Ключей впервые была озвучена местными властями еще в 2018 году, но реализация проекта постоянно откладывалась. По самым скромным подсчетам, прокладка 7 км путей может потребовать 4 миллиарда рублей. Предлагалось привлечь застройщиков, однако инвестор пока не найден.
В настоящее время из Крутых Ключей в центр Самары курсируют автобусы (включая маршрутки) и электропоезда. Многие жители отдают предпочтение автобусам, и, вероятно, власти будут развивать именно это направление.
В апреле 2024 года информированный источник сообщил 63.RU о планах по улучшению транспортной доступности отдаленных районов путем создания транспортно-пересадочных узлов, учитывая строительство кампуса вблизи стадиона. Планируется запуск коротких автобусных маршрутов, в том числе из Крутых Ключей и Новой Самары, чтобы обеспечить доставку пассажиров до стадиона для пересадки на трамваи или другие автобусы.
Еще в 2017 году губернатор Николай Меркушкин предложил проложить трамвайную линию через Фрунзенский мост, которая должна была пройти и через Южный город.
В июле 2017 года тогдашний глава региона пояснил, что организация трамвайных путей обойдется областному бюджету значительно дешевле, чем строительство метро, и обеспечит быстрое передвижение горожан.
Очевидно, что на протяжении нескольких лет власти пытаются соединить два города каким-либо видом транспорта, отличным от маршрутных такси. Если идея трамвая до Новокуйбышевска изначально казалась нереалистичной, то другая задумка представляется более перспективной.
Вопрос о запуске троллейбуса из Самары в Новокуйбышевск обсуждался в июле 2022 года по итогам визита делегации из Белоруссии в 63-й регион, но пока дело ограничилось обсуждениями.
Впервые о монорельсе в Самаре заговорили более 20 лет назад. Предполагалось, что новая линия соединит областной центр с Тольятти.
Позже предлагалось соединить скоростной монорельсовой дорогой железнодорожный вокзал со стадионом "Солидарность Самара Арена" и с поселком Крутые Ключи, где планировалось организовать выход к ж/д станции "Ягодная".
В июне 2015 года в мэрии прогнозировали, что линия может пройти по Московскому шоссе, с 19 остановками, включая две конечные. Общая протяженность монорельсовой дороги составит немногим более 20 км. В качестве места для депо рассматривается площадка в Крутых Ключах, поэтому строительство должно начаться с этой стороны.
Сами чиновники предлагали, чтобы большая часть маршрута монорельса проходила по проспекту Карла Маркса, но это предложение также осталось на стадии обсуждений, сообщает 63.ru.
Обратите внимание: Новый платеж по 500 рублей в месяц за ЖКХ – квитанции начнут присылать с 1 августа