Китайские машины попали в рейтинги аварийности страховщиков в России

freepik.com
Российские страховщики проанализировали собственные портфели и составили рейтинги самых аварийных автомобилей 2025 года. Хотя набор марок и моделей у разных компаний различается, общий тренд схожий: в ДТП чаще всего попадают массовые иномарки и отечественные авто, а в последние годы к ним заметно добавились новые китайские кроссоверы.
По данным МВД за девять месяцев 2025 года, число ДТП снизилось на 2,4% и составило 94,9 тыс. случаев, количество погибших уменьшилось на 3,4%, до 10 тыс. человек. Почти 45% аварий — это столкновения транспортных средств.
В «Ингосстрахе» в пятёрку самых аварийных марок вошли Toyota, Kia, Lada, Hyundai и Nissan. Среди отдельных моделей лидируют Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Granta, Volkswagen Polo и Lada Vesta. В компании отмечают, что из года в год в аварии попадает в основном один и тот же круг машин.
В СК МАКС фиксируют рост аварийности среди китайских марок: в топ попали Chery, Geely, Exeed и ВАЗ. В «Росгосстрахе» по каско чаще всего выплачивают возмещения владельцам Lada Granta, Lada Vesta, Chery Tiggo 4 Pro, Chery Tiggo 7 Pro и Omoda C5. Там поясняют, что статистика отражает ситуацию на рынке новых автомобилей, где китайские кроссоверы заняли место ушедших брендов и конкурируют по частоте убытков с моделями АвтоВАЗа.
По ОСАГО в «Росгосстрах» чаще обращаются владельцы Lada Granta, Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Lada Vesta. Показатели Lada Vesta близки к Toyota Corolla, Renault Logan и Ford Focus. В компании подчёркивают, что причина в высокой распространённости этих моделей в автопарке, а не в особых условиях эксплуатации.
«Согласие» приводит собственный антирейтинг, который возглавили китайские бренды Voyah, Jaecoo, GAC, Omoda, Changan и другие. По словам Павла Нефедова, за последний год в десятку добавились ещё три марки из КНР — Aito, Exeed и Zeekr.
По данным «Росгосстраха», доля тотальных убытков составляет около 3% всех выплат, и чаще всего полностью восстанавливать нецелесообразно те же модели, которые лидируют по частоте ДТП. В «Согласии» доля полной гибели — 3,9%, в списке там фигурируют как китайские бренды, так и европейские и японские премиум‑марки. «Ингосстрах» оценивает долю тотальных ДТП в 2,5%; чаще всего это Nissan, Toyota, ВАЗ, Honda и Mazda.
Страховщики связывают рост тотальных убытков по китайским машинам с высокой стоимостью комплектующих. В ряде случаев цена отдельных деталей, например фар за 200–300 тыс. рублей и выше, делает ремонт экономически невыгодным, и автомобиль признают не подлежащим восстановлению даже при среднем лобовом ударе.
По регионам статистика также различается. «Росгосстрах» больше всего заявлений по ОСАГО получает из Московского региона, Башкортостана, Татарстана, Свердловской области, Пермского края, Санкт‑Петербурга, Самарской и Иркутской областей, Удмуртии и Вологодской области, что в компании связывают с масштабом своего присутствия. МАКС наиболее проблемными называет Приморье, Ингушетию и Дагестан, увязывая это с активностью мошенников и автоюристов.
На фоне дефицита запчастей тема выбора между ремонтом и денежной выплатой по ОСАГО остаётся актуальной. Хотя закон считает натуральное возмещение приоритетным, по оценке МАКС, его доля не превышает 3–5%. Обсуждаемая реформа ОСАГО предполагает дополнительные выплаты, если первоначальной суммы не хватает на восстановление машины, однако отрасль видит необходимость заранее отработать механизмы защиты от злоупотреблений, сообщает Ъ.
Читайте также:
- Новогодний чек-лист: как не нарваться на штраф в конце 2025 года
- Госдума увеличивает штрафы за перевозку детей и может ввести до 50 000 рублей за езду без ОСАГО
- Правительство не собирается продлевать мораторий на штрафы за задержку ввода жилья
- В Госдуме назвали сразу 3 даты индексации пенсий в будущем 2026 году
- С 1 января корпоративная выплата при рождении ребёнка увеличится до 1 миллиона рублей

