Музыкальные способности связаны со специфическими когнитивными чертами памяти

Преимущества музыкантов в когнитивных тестах го...

freepik.com

Крупное многоцентровое исследование показало, что преимущества музыкантов в когнитивных тестах гораздо более «точечны», чем считалось ранее. Опытные музыканты уверенно опережают немузыкальных людей в задачах на кратковременную музыкальную память, чуть лучше справляются с зрительно-пространственными заданиями, но почти не превосходят их в вербальной памяти.

В проекте, описанном в Advances in Methods and Practices in Psychological Science, участвовали 1200 человек из 15 стран: 600 профессиональных музыкантов (минимум 10 лет формального обучения, активная практика) и 600 людей без музыкального опыта (не более двух лет занятий в прошлом и перерыв не менее пяти лет). Все проходили единый протокол в 33 лабораториях.

Испытуемые выполняли три теста кратковременной памяти: на запоминание мелодий, последовательностей цифр и позиций точек в сетке. Дополнительно оценивали интеллект (тест Равена и словарный тест), исполнительные функции, личностные черты и социально-экономический фон.

Музыканты заметно лучше запоминали и сравнивали музыкальные фрагменты — этот эффект оказался крупным и устойчивым. В зрительно-пространственном задании их преимущество было небольшим, но статистически значимым. Различия в вербальной памяти оказались минимальными и практически сходили на нет после учёта общего интеллекта и исполнительных функций. Авторы предполагают, что более ранние работы могли завышать эффект за счёт задач, где музыканты использовали развитый слух.

Исследование также показало, что музыканты чаще обладают более высоким общим интеллектом, большей открытостью опыту и происходят из семей с более высоким социально-экономическим статусом. Эти факторы затрудняют однозначный вывод о том, что именно музыкальное обучение «улучшает память», и указывают на сложное переплетение тренировки, врождённых способностей, личностных черт и условий развития. Авторы подчёркивают, что их данные касаются кратковременной памяти у молодых взрослых в западной музыкальной традиции и не описывают все возможные когнитивные эффекты музицирования.

Читайте также: