«В современном мире детям иногда сложно увидеть ценность глубокого изучения предмета»: педагог из села рассказал о своей работе

Учитель из Самарской области разъяснил, как сделать преподавание более эффективным

На следующей неделе отмечается День учителя. Это очень важная профессия. Именно учитель прививает детям нравственные ценности и дает знания, которые требуются для поступления в вуз и вообще будут нужны человеку на протяжении всей его жизни.

Об особенностях профессии учителя мы поговорили с учителем информатики средней общеобразовательной школы села Подстепки Тюрниковым Иваном Игоревичем. Это талантливый педагог, который в 2020 году прошел в полуфинал профессионального Всероссийского конкурса «Учитель будущего».

Фото: Freepik

- Иван Игоревич, почему Вы решили стать учителем?

- Преподавать я начал не сразу — моя изначальная специальность была связана с сервисом компьютерной и микропроцессорной техники. Но по стечению обстоятельств оказался в школе и ни разу не пожалел об этом. В процессе работы я понял, что учительство — это не просто передача знаний, а воспитание целого поколения. Как человек, который вырос в семье педагогов, я осознаю ответственность этой профессии. Учитель не только обучает, но и воспитывает личность, закладывая основы мировоззрения и гражданской ответственности. Сейчас, когда я руковожу военно-патриотическим клубом, я вижу, насколько важно направлять молодежь не только в образовательной сфере, но и в патриотическом, духовном и физическом развитии.

Фото: Freepik

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей работе в школе?

- Я преподаю информатику в 7-11 классах. На уроках мы изучаем как базовые компьютерные навыки, так и более углубленные темы, такие как программирование, алгоритмы и логика. Но на этом обучение не ограничивается: важно развивать не только технические навыки, но и способность решать задачи комплексно. Школьники должны уметь мыслить системно и критически, а не просто выполнять указания по шаблону. Поэтому на контрольных ученики сталкиваются с задачами, требующими не только знания материала, но и умения находить нестандартные решения. Информатика — это не просто набор правил. Это наука о том, как решать проблемы, используя вычислительные системы и алгоритмы. Дополнительно я даю на уроках задачи, которые развивают логическое мышление и учат применять знания на практике.

Фото: Freepik

- С какими сложностями Вы сталкиваетесь на уроках информатики и как Вы их преодолеваете?

- Одна из главных сложностей — это низкая мотивация части учеников. В современном мире, где информация доступна в несколько кликов, детям иногда сложно увидеть ценность глубокого изучения предмета. Здесь моя задача — показать ученикам, что знания, которые они получают, важны не только для сдачи экзаменов, но и для их будущей профессиональной жизни. Как руководитель военно-патриотического клуба я акцентирую внимание на том, что каждый навык, будь то информатика или физическая подготовка, важен для формирования успешного, ответственного гражданина.

Фото: Freepik

- Расскажите, пожалуйста, о том Всероссийском конкурсе, в котором Вы принимали участие в 2020 году?

- В 2020 году я участвовал в конкурсе «Учитель будущего», где основной акцент был сделан на интеграцию нескольких предметов в один урок. Мы продемонстрировали, как можно сочетать информатику с другими дисциплинами, такими как физика и математика. Это был интересный опыт, который позволил мне переосмыслить подход к преподаванию. После конкурса я стал больше внедрять элементы межпредметного обучения. Именно интеграция помогает развивать у школьников навыки, которые пригодятся им как в профессиональной жизни, так и в служении своей стране. Я также усилил практическую составляющую уроков, что позволило сделать их более насыщенными и прикладными.

Фото: Freepik

- Говорят, что многое приходит с опытом. К каким выводам о преподавании информатики Вы пришли за время своей работы в школе и как в соответствии с ними подкорректировали свою работу?

- Опыт показал, что эффективное преподавание — это не просто передача информации, а развитие навыков, которые помогают ученикам мыслить критически и принимать ответственные решения. Информатика — это не только про компьютеры и алгоритмы, это умение планировать, прогнозировать и анализировать. За годы работы я убедился, что ученики лучше усваивают материал, если видят его прикладное значение. Именно поэтому я стараюсь привносить в уроки задачи, которые связаны с реальной жизнью. Также опыт работы в военно-патриотическом клубе научил меня тому, что физическая подготовка и дисциплина так же важны, как и интеллектуальное развитие. Воспитывать целостную личность — это главная задача современного учителя.

Фото: Freepik

- Были ли у Вас какие-нибудь смешные случаи на уроках?

- Смешные моменты, конечно, бывают. Иногда ученики пытаются «хакнуть» систему, найдя какие-то простые пути решения задач. Но такие моменты мы всегда используем как повод обсудить, что в реальной жизни всё гораздо сложнее. Одним из таких случаев был, когда ученик подумал, что если программа зависнет, то можно не сдавать работу. Но оказалось, что «зависание» легко исправляется. Мы посмеялись, и я объяснил, что важно уметь решать проблемы, а не уходить от них. В конце концов, образование — это тренировка ума, а не просто следование инструкциям.

Фото: Freepik

- Что Вам больше всего нравится в профессии учителя?

- Больше всего в профессии учителя мне нравится наблюдать за ростом учеников — как личностным, так и интеллектуальным. Когда видишь, как ребёнок, который ещё недавно сомневался в своих силах, становится уверенным и целеустремлённым, это приносит настоящее удовлетворение. Мы, учителя, закладываем основу, которая будет служить им всю жизнь. И важно, чтобы эта основа была крепкой — как в знаниях, так и в нравственных принципах.

Фото: Freepik

Фото: Freepik

- Что бы Вы посоветовали учителям информатики? А что Вы можете посоветовать вообще всем учителям?

- Учителям информатики я бы посоветовал не останавливаться на изучении технологий и стандартных учебных планов. Мир цифровых технологий развивается стремительно, и важно не только следить за этими изменениями, но и уметь адаптировать их к учебному процессу. Нужно объяснять детям, что информатика — это не просто работа с компьютером, а ключ к пониманию того, как устроен современный мир. Также необходимо постоянно искать способы показать ученикам, как знания применяются на практике, ведь только так можно пробудить у них настоящий интерес.

Всем учителям я бы посоветовал помнить, что образование — это не только про академические знания, но и про воспитание личностных качеств. Мы формируем будущее нашего общества, и от того, какими мы сделаем сегодняшних школьников, зависит завтрашний день страны. У каждого ученика есть свои сильные стороны, и наша задача — помочь им раскрыться, чтобы они могли внести свой вклад в развитие общества. Патриотизм, трудолюбие, ответственность — эти качества важны не меньше, чем математические формулы или грамматика.

Фото: Freepik