Ученые: Как переработка батарей спасет мир от дефицита лития к 2050 году

freepik
Глобальный переход к электрическому транспорту вызвал небывалый подъем спроса на литий, критически важный элемент в изготовлении современных аккумуляторных батарей. Легкие и энергоемкие литий-ионные аккумуляторы стали движущей силой развития электромобильности, что повлекло за собой увеличение потребности в данном металле на 30% лишь за последние два года. Эта ситуация заставляет правительства и предпринимателей внимательно оценивать достаточность мировых запасов лития и возможности их пополнения.
Эксперты подчеркивают, что ранние прогнозы часто оказывались слишком упрощенными, поскольку они просто сравнивали объемы ресурсов с ожидаемым потреблением. Однако запуск нового рудника – это капиталоемкое предприятие, требующее инвестиций, достигающих миллиардов долларов, и занимающее от 10 до 15 лет. Более того, освоение месторождений может тормозиться из-за жестких экологических требований или противодействия со стороны местных жителей.
Ключевой вопрос заключается не столько в суммарном количестве лития на Земле, сколько в темпах его извлечения. Сегодня литий получают из трех главных источников: подземных соляных растворов, твердых пород, как, например, в Австралии, и глинистых залежей, найденных в США. Четвертым, пока более затратным, но многообещающим способом является вторичная переработка отслуживших аккумуляторов.
Математические модели показывают, что при высоком уровне потребления к 2050 году может понадобиться открытие до 85 новых рудников. Однако, при активном внедрении технологий утилизации и работе над уменьшением габаритов аккумуляторных элементов, это количество можно снизить до 15. По мнению исследователей, вторичная переработка имеет решающее значение, так как даже небольшая доля переработанного сырья в производстве способна существенно уменьшить потребность в новых шахтах. Наиболее благоприятным временем для коренного изменения ситуации называют период примерно к 2035 году.
Пишет ScienceXXI