В 20 лет уроженец Куйбышева был удостоен звания Героя Советского Союза

Фото: МБОУ Школа № 68 г.о. Самара
В годы Великой Отечественной войны около трехсот уроженцев или людей, связанных с Куйбышевской (ныне Самарской) областью, были удостоены звания Героя Советского Союза за проявленную отвагу на фронте. Среди них Вениамин Лезин, который в девятнадцатилетнем возрасте отправился воевать и через полтора года стал обладателем Золотой Звезды Героя.
Вениамин Лезин родился 1 апреля 1923 года в Самаре в семье служащего. Его отец, выходец из большой крестьянской семьи и участник Первой мировой войны, получил финансовое образование и в советское время работал бухгалтером. Мать происходила из обедневших дворян (в то время афишировать такое происхождение было нежелательно).
Вениамин был единственным ребенком в семье, рос открытым, жизнерадостным и отзывчивым. Со школьных лет он готовился к военной службе, активно занимался спортом и одним из первых среди своих товарищей сдал нормативы ГТО. Как и многие мальчишки того времени, мечтал стать пилотом, посещал кружок авиамоделирования при городском Доме пионеров.
После окончания девятого класса средней школы поступил в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) при Куйбышевском станкостроительном заводе, где и начал работать. Одновременно он учился в аэроклубе Осоавиахима на техническом отделении.
Когда началась война с фашистской Германией, восемнадцатилетний Вениамин сразу же захотел отправиться на фронт, но получил отказ в военкомате. Несмотря на то, что юноши 16-17 лет осаждали военные комиссариаты, Вениамину, как и многим его сверстникам, было сказано: «Еще молод воевать, подрасти немного!».
Лишь 13 февраля 1942 года Лезин был призван на службу в РККА. Вениамин хотел попасть в авиацию, однако комиссия направила комсомольца в танковые войска, в которых фронт также остро нуждался. За шесть месяцев он прошел ускоренное обучение в Сызранском военном училище малых танков, получив звание командира отделения. В октябре 1942 года сержант Лезин был направлен в действующую армию на фронт.
Форсирование Днепра
Лезин воевал на Центральном (позднее Белорусском) фронте в качестве командира легкого танка Т-70, а в апреле 1943 года (уже в звании лейтенанта) стал командиром танкового взвода в 142-м танковом батальоне 95-й танковой бригады 9-го танкового корпуса 65-й армии. Особенно отличился в боях при форсировании Днепра. 20 октября 1943 года лейтенант Лезин во главе своего взвода, передового отряда 95-й ТБ, совершил 60-километровый марш с плацдарма на правом берегу реки Сож, который был захвачен 65-й армией в ходе Черниговско-Припятской операции.
Под сильным артиллерийским и минометным огнем противника он стремительно переправился через Днепр на понтоне и активно участвовал в боях за расширение плацдарма на западном берегу.
В боях в районе села Козероги, умело маневрируя на местности и ведя огонь из пулемета, взвод Лезина первым ворвался в оборону противника на максимальной скорости, несмотря на вражеский огонь.
Фашисты, ошеломленные напором и быстротой танкистов, не смогли вовремя среагировать, и Лезину удалось прорвать линию обороны противника. Шквальным пушечно-пулеметным огнем взвод Лезина рассеял противника, уничтожая огневые точки и живую силу врага. При этом немцам не удавалось подбить маневренную машину Лезина. Т-70 уступал средним и тяжелым танкам в броне, но его главным достоинством была маневренность. Лезин не давал немецким наводчикам возможности прицелиться, ведь для легкого Т-70 зачастую хватало одного попадания снаряда.
Затем, взвод Лезина двинулся в тыл гитлеровцев, дезорганизуя их оборону и управление, что способствовало продвижению советских войск. В деревню Городок взвод Лезина ворвался внезапно, с трех сторон, практически одновременно. Танкисты массированным огнем рассеяли и частично уничтожили вражеский гарнизон, насчитывавший до 500 человек. Экипаж Лезина уничтожил четыре тяжелых орудия.
Получив приказ захватить деревню Стародубка, танковый взвод продолжил стремительное наступление. Ворвавшись в деревню, они рассеяли гарнизон противника численностью 200 человек. Деморализованного противника уничтожали пулеметным огнем, давили гусеницами прямо на огневых позициях, в окопах и блиндажах.
Немцы, в ужасе от стремительности и натиска советских танкистов, оставили свои позиции и отступили. В результате этой танковой атаки были захвачены два исправных миномета с боекомплектом. Заняв оборону, танкисты стойко отражали три мощные контратаки гитлеровцев в течение четырех часов, используя трофейные минометы, а также выдерживая сильный артобстрел и авиаудары. Танкисты не отступили, обеспечив сосредоточение остальных танков батальона и выполнение боевой задачи. В этих боях лейтенант Лезин лично уничтожил два противотанковых орудия, три повозки с боеприпасами и провиантом, шесть станковых и восемь ручных пулеметов, а также около 65 солдат и офицеров противника. В последнем бою в октябре 1943 года танк Лезина был подбит, а сам он получил контузию и тяжелые ранения обеих рук. Тяжелораненого командира эвакуировали в госпиталь в Куйбышев.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные мужество и героизм при форсировании Днепра и расширении плацдарма лейтенант Вениамин Лезин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После выписки из госпиталя лейтенант Лезин был комиссован из армии по инвалидности и отправлен в запас. В 1944 году Вениамин Павлович женился на восемнадцатилетней Евгении Степановой, студентке зубоврачебной школы, с которой дружил еще до войны. В 1945 году у них родился сын Вячеслав.
Семья жила в двухкомнатной квартире на улице Ленинградской, скромно и без излишеств. В общении с окружающими бывший фронтовик никогда не кичился своим геройским статусом, вел себя скромно и просто. Многие соседи долго не подозревали, что живут рядом с Героем Советского Союза.
Невидимый фронт
После окончания юридической школы в Куйбышеве, лейтенанта Лезина, как Героя войны, в декабре 1944 года направили на службу в Управление НКГБ СССР по Куйбышевской области. Он служил в 7-м (оперативно-поисковом) отделе, пройдя путь от рядового разведчика наружного наблюдения до начальника отделения наружной разведки. Так как Лезин был негласным сотрудником ГБ, он работал под прикрытием и не афишировал свою связь с органами в целях безопасности, а также не носил военную форму. Из-за своей известности как Героя Советского Союза, ему было непросто соблюдать конспирацию.
В служебных характеристиках на В.П. Лезина отмечалось:
«За время службы показал себя с положительной стороны. Способен, инициативен, обладает организаторскими способностями. Грамотно и профессионально проводит оперативную и оперативно-поисковую работу. Уверенно владеет навыками секретного фотографирования и применения оперативно-технических средств. Быстро ориентируется в сложной обстановке и принимает верные решения».
Вениамин Павлович мог бы успешно продолжать службу. У него все получалось, и он пользовался заслуженным авторитетом у коллег. Однако из-за серьезных проблем со здоровьем, вызванных контузией и ранениями, он был вынужден подать в отставку. К сожалению, боевой офицер не смог оправиться от ран 26 мая 1960 года Вениамин Лезин скоропостижно скончался на 38-м году жизни. Он был похоронен в Самаре на историко-мемориальном кладбище «Городское».
Памятная доска Лезину установлена в мемориале «Самарские чекисты Герои Отечества» у здания УФСБ. Его имя указано на Доске Героев у монумента Славы в областной столице. На доме №72 по улице Ленинградской, где он жил, установлена мемориальная доска. Два года назад в его честь была названа одна из улиц в поселке Мехзавод Красноглинского района Самары. В том же поселке на территории школы №68 открыт памятный знак в честь Героя, а школе присвоено его имя, сообщает "АиФ-Самара".
Читайте также:
Россельхознадзор в Самаре предотвратил незаконный ввоз 13 партий продуктов
Эти купюры больше не примут в магазинах с 12 мая. Неожиданный сюрприз для россиян
80-летие Победы в Великой Отечественной войне: в память о подвиге народа в Самаре состоялся военный парад и шествие «Бессмертного полка»
Российские учёные создали «всевидящее око»: ракеты больше не спрячутся ни в тумане, ни в ночи