“Глаза устают и голова болит”: учащиеся из Тольятти рассказали правду о дистанционном обучении

С конца марта в школах Тольятти дистанционное обучение. Мнений по поводу него можно встретить множество: как позитивных, так и негативных. Однако, отрицательных мнений всё же больше: многие школьники и родители жалуются на неорганизованность преподавателей и руководства.

Мы узнали, как же на самом деле обстоит ситуация с дистанционным обучением.

Ученица 11 класса тольяттинской гимназии №9 Ксения Пестрякова так рассказала о своих буднях:

- На самом деле сложно однозначно ответить, достоинств или недостатков больше из дистанционного обучения. Из плюсов могу выделить несколько штук.

Во-первых, не нужно рано вставать или в панике собираться, если проспал. Все находится в метре от тебя, в телефоне или компьютере.

Во-вторых, ты выполняешь все задания так, как тебе удобно. Захотел - включил любимую песню и пританцовывая выполняешь задания, захотел - налил чаек и укутался пледом. То есть ты сам обустраиваешь свой комфорт, получая удовольствие от всего.

Но, конечно же, есть и минусы. Самый главный минус в том, что зачастую дома мы ничего не делаем, не считая готовки, самого потребления пищи и сна. Поэтому трудно собраться и сесть за учебу. Сейчас ты отвлечешься на Instagram или посмотришь фильм, потом друг пришлет мемчик, потом вы еще часик поговорите, потом ты пойдешь кушать и вот - уже почти конец дня. У нас несколько платформ: zoom, скайп, дискорд - это то, где можно общаться с учителем и видеть его.

Решу ЕГЭ, РЭШ - там мы просто выполняем задания и тесты. Так же частенько уроки проводятся во Вконтакте, тоесть нам в голосовых сообщениях объясняют материал, говорят, что нужно сделать и какая домашняя работа. Иногда в Viber скидываем работы, в основном сочинения по русскому.

Сайты очень часто перегружаются из-за количества пользователей. Зачастую даже зайти невозможно. Но скайп, дискорд и Вк еще нормально функционируют. Единственное, что неудобно в видео- или аудиоконференциях – микрофоны. У большинства они включены и очень хорошо слышны посторонние звуки, которые мешают.

Екатерина Рудась является студенткой 1 курса языкового направления. Она учится на лингвистике. И основная проблема, с которой она столкнулась – очень маленькая практика языка.

- На мой взгляд, недостатков в дистанционном обучении больше, чем достоинств. Огромный минус состоит в том, что отсутствует контакт с одногруппниками и преподавателями и очень мало устной практики языка, а ведь для нас, лингвистов, это очень важно. Ещё, возможно, объём заданий увеличился, потому что устные упражнения теперь нужно выполнять письменно. Из плюсов я бы отметила практически полную свободу графика: если в какой-то день нет онлайн-занятия, появляется возможность самому организовать день. На лингвистике в ТГУ всё немного иначе, чем на других специальностях. Кроме платформы Росдистант, на которую мы загружаем письменные работы, у нас есть занятия в Zoom (там у нас проходят практические занятия по немецкому и английскому языкам). К сожалению, устных пар, по сравнению с очным обучением, в разы меньше. В принципе, никаких багов на наших платформах нет, за исключением нестабильного качества связи. Из-за этого устные занятия проходят не слишком комфортно.

Обе девушки отметили, что дистанционное обучение хуже, чем очное.

- Я в этом году сдаю ЕГЭ и подготовка у меня немного ухудшилась. После уроков по интернету я сильно устаю, сесть порешать ЕГЭ крайне сложно. Из-за того, что организм не привык, постоянно сидеть и смотреть в экран очень тяжело. Глаза устают и голова болит. В школе у меня получалось бы готовиться лучше. Но у большинства, как многие говорят, появилось больше времени на подготовку. И они сидят чуть ли не весь день решают пробники и тому подобное, - объясняет Ксения.

- Я считаю, что дистанционное обучение априори хуже очного. Конечно, качество нашего учебного процесса пострадало, потому что на нашем направлении необходимо большое количество устных занятий, – так пояснила причины Екатерина.

Родители тоже в большинстве говорят о минусах, чем о плюсах.

Мать первоклассника Ольга Шлянкина пока заметила только минусы дистанционного обучения

- Огромный минус обучения состоит в том, что ребёнок постоянно сидит за компьютером. Это очень портит зрение и осанку. Нужно также постоянно уделять время ребёнку, а если есть ещё и совсем маленькие дети, которые постоянно кричат, становится ещё труднее. К счастью, у нас не так много домашних заданий. Ещё очень тяжело усадить сына и заставить учиться. Когда начинается лекция в zoom, ребёнку не совсем же понятно, что это урок, как в школе. Дети, видя друг друга, начинают здороваться друг с другом, общаться, и это тоже серьёзная проблема. Учителям тоже очень тяжело. У нашей классной руководительницы, к примеру, есть маленькие дети, и они тоже сидят дома. Тяжело одновременно вести урок и следить за ними. Самый значительный минус дистанционного обучения состоит в том, что успеваемость у детей с большой вероятностью значительно снизится, потому что не все родители смогут объяснить предмет детям. Учителям сделать это гораздо проще, так как они специально учились психологии, педагогике. Родители же этому не учились.

В университетах система обучения более слаженная. Студентов проще заставить учиться, так как они уже самостоятельные люди.

Преподавательница Поволжского Православного Института Ксения рассказала, как она видит дистанционное обучение

- У нас очень удобное обучение. Для него есть специальная система - moodle. До начала дистанционного обучения мы просто складывали туда разные курсы. Лекции мы тоже проводим, в основном по скайпу и Zoom. Задания мы отправляем через разные мессенджеры или через moodle. В ответ студенты присылают домашку. У нас всё организовано, перейти на дистанционку было несложно. Преподавателям с первой недели провели мастер-класс, как пользоваться zoom. Ещё очень удобно, что студенты не опаздывают на пары, потому что им не надо никуда ехать. Они могут встать с кровати, сесть за стол, и всё. Меньше студентов стало прогуливать, вся группа приходит на занятия, как никогда. Каждую неделю мы отправляем отчёт по проделанной работе. Один минус - это отчёт, потому что заполнять его немного сложно, но потом можно привыкнуть. Я слышала, что в школах есть проблемы, потому что родители разобраться с системой не могут, но в университетах студенты уже более организованные, поэтому с ними проще. Всё осталось также, только дистанционно. А ещё есть огромный плюс - запись экрана. Я могу записать лекцию и выложить на платформу, и студенты могут перейти и посмотреть её. Ещё у нас получается проводить Дни открытых дверей, лекции по профориентации онлайн. Молебны, литургии у нас проходят в вконтакте, в группе. Однако всё-таки очное обучение чуть лучше. Студент может подойти к учителю после пары, задать вопрос. Да, можно это сделать и после онлайн-лекции, но он может стесняться. Очно как-то всё равно проще. Но пока сложно представить, как принимать экзамен онлайн. Я веду практический курс перевода: студенту нужно перевести текст и проанализировать его. Онлайн сложно проследить, так как ученик может подсмотреть куда-то, открыть другую вкладку в интернете. Офлайн следить проще. Очень надеюсь, что всё-таки экзамены будут проводиться очно.

Таким образом, все: и учителя, и родители, и ученики надеются на скорое завершение учебного года. Есть надежда, что экзамены будут проводиться офлайн. Напоминаем, что ранее министр образования Сергей Кравцов заявил, что ОГЭ могут отменить.

Мелькает и маленькая надежда на то, что в сентябре все уже выйдут в учебные заведения и начнут учиться, как обычно.