Стоит ли нагружать детей репетиторами с раннего возраста: Родителям из Тольятти дали ценные советы

Считается, что школьникам лучше посещать как можно больше кружков, секций. Выбор в этом плане очень большой: музыкальная школа, художественная школа, балет, художественная гимнастика, робототехника, футбол, волейбол, баскетбол и многое другое.

Впрочем, если ребенок будет ходить параллельно на 2 – 3 секции, не будет ли он уставать, учитывая, что у него еще есть и учеба в школе, и домашние задания? И не создают ли дополнительные занятия с репетиторами чуть ли не с начальных классов чрезмерную нагрузку для детей? Об этом и многом другом мы поговорили с детским педагогом-психологом, дефектологом Мариной Карелиной.

КРУЖКИ

Польза от посещения кружков для ребенка очевидна. Однако важно, чтобы при этом у него не было перегрузки. Поэтому родителям рекомендуется так организовать режим дня школьника, чтобы у него всегда оставалось свободное время в течение каждого дня и в течение недели.

«В расписании ребенка всегда должен быть «час безделья». Прямо так его и называют. Чтобы ребенок позанимался своими делами, поиграл во что-нибудь, отдохнул. Причем это не должно быть время для уборки или чтения. Пусть ребенок делает в свой свободный час только то, что он сам хочет. Кроме того, важно, чтобы у него каждый день оставалось 30 – 60 минут для прогулки. И еще у ребенка обязательно должен быть полноценный выходной день, когда он не делает уроки, не ходит на кружки или к репетиторам, дефектологам и так далее. Тогда ему легче будет справляться с нагрузкой от учебы и внешкольных занятий», - говорит Марина Карелина.

Психолог рекомендует также водить детей на секции не в здание той школы, где они учатся, а в какое-то другое место. При смене обстановки ребенок переключается с учебы на внешкольную деятельность, выходит из роли ученика и происходит небольшая разгрузка.

А если у школьника совершенно не будет свободного времени, конечно же, он будет очень сильно уставать, что в конечном счете может негативно отразиться и на его душевном состоянии, и на учебе, отмечает педагог.

«При перегрузке у детей очень сильно повышается уровень тревожности, агрессии, появляются проблемы со сном, питанием, и в том числе поведением», - говорит Карелина. – «Ребенок начинает находиться в состоянии стресса. Причем со стороны родителей это будет выглядеть так, как будто он отбился от рук. А на самом деле у школьника просто очень высокий уровень тревожности. А где тревожность, там может возникать и агрессия».

Что же касается выбора кружка, лучше поводить ребенка на разные кружки, чтобы он сам определил, что ему больше по душе.

НУЖНЫ ЛИ ЗАНЯТИЯ С РЕПЕТИТОРАМИ

Еще большую нагрузку, по сравнению с кружками, создают для ребенка занятия с репетиторами. В этом случае у него практически нет переключения с учебы на какую-то другую деятельность, отмечает психолог. И по ее мнению, при каких-то проблемах с теми или иными предметами лучше начинать не с репетиторов.

«Если у ребенка трудности со счетом или с русским языком, нужно задуматься о том, почему это произошло и решать этот вопрос. Потому что школьник иногда сам мозг не включает. А наша задача как родителей – сделать так, чтобы он сам умел включать мозг и решать проблему, с которой сталкивается. Если у ребенка плохо идет письмо, нужно вначале выяснить, нет ли у него дисграфии (частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки – прим.ред.) или дислексии (нарушение навыков чтения –прим.ред.), проблем с памятью и вниманием. И если решить этот вопрос, то, возможно, потом окажется, что ему и никакой репетитор не нужен», - говорит Карелина.

Чтобы выяснить, нет ли у ребенка проблем с памятью, вниманием и мышлением, нужно обратиться к детскому психологу, к детскому нейропсихологу, к детскому педагогу. Родителям очень важно отслеживать такие моменты. Потому что ребенок с когнитивными нарушениями (нарушениями мышления) иной раз тратит гораздо больше времени и сил на написание какой-либо контрольной и все равно получает за нее плохую оценку. И в результате у него начинает страдать мотивация к обучению.

А вообще мотивация – это очень важный вопрос в обучении детей. И многое здесь зависит от родителей, в частности от их реакции на плохие оценки.

«Если ребенок приходит домой с двойкой и мама говорит: «А я же тебе говорила, что нужно лучше учить! Станешь дворником», он чувствует себя плохим и не хочет решать эту проблему. Другое дело, если родитель скажет: «Слушай, ты расстроился, переживаешь, да? Я знаю, как ты старался». Тогда ребенок чувствует, что к нему присоединяются. И он будет готов решать эту проблему самостоятельно», - говорит Карелина.