В Новгороде идентифицировали редкие детали телеги XI века из Троицкого раскопа

Ученые сообщили о редкой находке из слоёв XI ве...

freepik.com

Учёные НовГУ сообщили о редкой находке из слоёв XI века на Троицком раскопе в Великом Новгороде. Предмет, обнаруженный в 2014 году, долго оставался без точного определения; спустя пять лет его идентифицировали как элементы повозки, после чего продолжили сбор аналогий и анализ. Для Северо‑Запада Руси это первая находка такого типа.

Комплект включает две связанные детали. Нижняя — дугообразная заготовка из цельного куска дерева длиной около 102 см, с плавно сужающимися и слегка расходящимися концами. Верхняя — брус прямоугольного сечения длиной примерно 94 см и шириной 6,7 см, со скруглёнными торцами и трапециевидной вырубкой снизу по центру; он установлен перпендикулярно нижней детали и закреплён деревянными клинышками.

По сопоставлениям с этнографическими материалами Андрей Гринёв (НовГУ) и Виктор Сингх (МГУ) определили верхний брус как поворотную подушку четырёхколёсной телеги, а нижнюю дугу — как переднюю вилку стана. Эти элементы соединяли стан и кузов: в прямоугольные отверстия по краям подушки вертикально вставляли кузовные стойки, служившие опорой для бортов или ограничителем груза. Центральное круглое отверстие предназначалось для шкворня — стержня, вокруг которого вращалась «лисица» — продольная жердь, соединяющая передок и задок телеги. Из‑за высоких нагрузок шкворни рано стали делать металлическими; часть усилий при поворотах снимала передняя вилка.

Особенность новгородского комплекса в том, что подушка и вилка скреплены в монолит; вращалась лишь лисица. Это ограничивало угол поворота передка, а борта, вероятно, отсутствовали или были мягкими. Полных этнографических аналогов не найдено, но ряд признаков сближает конструкцию с телегами Прибалтики; схожие детали известны в слоях X–XI веков Польши. Авторы допускают неместное происхождение предмета и отражение связей Новгорода с Центральной Европой.

Это одни из самых ранних деталей колесного транспорта на территории Древней Руси: кроме них, в слоях XI века известны два деревянных колеса и тележная ось, а из XII века — ещё три оси. В дальнейшем детали повозок не встречаются, что связывают с преобладанием санного транспорта на Северо‑Западе. Исследование выполнено при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.

Обратите внимание: Очередной рост коммунальных тарифов: почти на 10% в 2026 году

Сообщает naked-science.ru