Ждем 92-й бензин по 60 рублей, а дизель по 90? Что будет с ценами на топливо в 2024 году

С начала года на бирже на 15% выросли цены на бензин. С одной стороны, по словам экспертов, в такой ситуации нет ничего особенного. Поскольку в начале года повышение биржевых котировок в порядке вещей. С января выросли акцизы на топливо и налоги для нефтяных компаний, изменились параметры выплаты компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных (демпферный механизм).

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ

Это происходит каждый год и оказывает влияние на торги на бирже. Однако в этот раз, помимо всего прочего, произошла авария на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе, который является одним из крупнейших в России. Там вышла из строя одна из установок каталитического крекинга.

Пока еще повышение биржевых котировок особо не отразилось на стоимости бензина на автозаправочных станциях. Средние потребительские цены на него в России к концу января выросли только на 2 копейки. А стоимость дизельного топлива и вовсе снизилась на 5 копеек. Но, может быть, скачок розничных цен на топливо после повышения цен на него на бирже – всего лишь вопрос времени? Об этом мы поговорили с руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.

В связи с нештатной ситуацией на НОРСИ примерно до 2 раз сократятся объемы производства. По мнению специалистов, их снижение оказало какое-то влияние на повышение биржевых котировок бензина, но оно незначительно. Это всего лишь около пяти процентов внутреннего рынка. Не те объемы производства, кроме того, сейчас топливо пользуется низким спросом. Что интересно, авария на нефтеперерабатывающем заводе по-разному отразилась на ситуации с бензином и дизельным топливом. Так, а частности, по данным Росстата, в первой половине января 2024 года производство бензина сократилось на 5,1% по сравнению с прошлым годом, а производство дизельного топлива - на 2,8%.

СПРОС НАЧАЛ ПРЕВЫШАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Причиной роста цен на топливо на бирже, по мнению Галямова, является повышение спроса при ограниченном предложении. Кроме того, они повысились и в связи с увеличением стоимости оборудования для изготовления топлива. Она, в свою очередь, растет и за счет амортизации (процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на себестоимость производимой продукции – прим.ред.). Кроме того, на цены оказывает влияние также инфляция.

Рядовых потребителей топлива повышение его стоимости на бирже тоже всегда затрагивает, однако оно доходит до них не сразу, а только через некоторое время, отмечает экономист.

«Есть ведь цепочка: производитель – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель. И если оптовые цены выросли, те, кто ведет розничную торговлю, тоже ведь должны зарабатывать. И логистические цепочки всегда повышают стоимость продукта для конечного потребителя. Поскольку каждое звено закладывает свою наценку. Ведь все выплачивают налоги. Кроме того, здесь еще и акцизы. А всем нужна прибыль. Никто не хочет работать себе в убыток. Вот и посчитайте, насколько увеличится стоимость продукта, пока он дойдет до конечного потребителя», - говорит Ирек Галямов.
Первыми на повышение цен на бирже отреагируют частные автозаправочные станции.

КАК НА ЦЕНУ ВЛИЯЕТ СЕЗОННОСТЬ

«Потому что это малый бизнес. Им не нужно все согласовывать. Они более приспособлены к рынку», - пояснил Галямов.

Он также отметил, что цены на бензин и дизельное топливо подвержены сезонности.

«В конце весны и летом обычно увеличивается стоимость бензина, потому что люди начинаются активнее пользоваться автомобилями. А зимой повышаются цены на дизельное топливо, потому что на нем работают снегоуборочные машины», - говорит Галямов.

Для борьбы с ростом цен на топливо в розничных сетях государство может использовать так называемый демпферный механизм, отмечает экономист. Это когда часть продукта запрещается экспортировать и выставляется на продажу на внутренний рынок по заниженной цене. То есть, часть затрат на топливо на внутреннем рынке государство может компенсировать. И насколько оно будет готово их компенсировать, настолько и снизятся цены на бензин на автозаправках.