Опасное загрязнение: частицы микропластика в арктических морях вызывают мутации у животных

Фото с сайта pxhere.com
Совместная исследовательская группа Губкинского университета и Дальневосточного федерального университета представила результаты масштабного исследования, демонстрирующего тревожные масштабы загрязнения Северного Ледовитого океана микропластиком автомобильного происхождения. В ходе трехлетнего исследования было установлено, что частицы шинного микропластика обнаруживаются даже в наиболее удаленных арктических морях, значительно удаленных от постоянной человеческой деятельности.
Научная работа охватывала периферийные моря Арктического бассейна от Баренцева и Печорского до Чукотского и Восточно-Сибирского морей. Исследователи проводили систематический отбор проб поверхностных вод для последующего химического анализа и оценки экологической нагрузки. Особое внимание уделялось идентификации частиц размером около 1,20×1,10 мм средней массой 0,55 мг.
Анализ показал, что основной путь проникновения загрязнителя в арктические экосистемы проходит через сибирские речные системы и морские течения. Микропластик шинного происхождения, состоящий из сложной смеси синтетических смол, полимерных композитов и битумных компонентов, включается в трофические цепи через зоопланктон, последовательно переходя к рыбам, морским птицам и млекопитающим, многие из которых являются объектами промысла.
Наиболее значительную угрозу, по данным исследования, представляет полиуретановый лак, способный индуцировать генотоксические эффекты и повышать онкологические риски. Компоненты шинного микропластика демонстрируют негативное влияние на ключевые биологические процессы: рост, развитие и репродуктивные функции морских организмов.
Как отмечает ведущий исследователь Елена Мазлова из Губкинского университета, мониторинговые наблюдения, ведущиеся с 2014 года, показывают, что микропластик шинного происхождения составляет от 35% до 85% всего микропластического загрязнения в различных экосистемах. В ходе эксплуатации один грузовой автомобиль теряет до 1,2 кг резиновых частиц, а ежегодный выброс в США достигает 1,8 млн тонн.
Ученые подчеркивают, что распространение микропластика определяется комплексом факторов: климатическими условиями, океаническими течениями и другими природными процессами. При этом Арктический регион остается одним из наименее изученных из-за экстремальных климатических условий и технологических ограничений для проведения глубоководного мониторинга.
Данное исследование впервые комплексно документирует механизмы трансформации и биоаккумуляции автомобильного микропластика в арктических экосистемах, подчеркивая необходимость разработки международных стандартов контроля за данным типом загрязнения, сообщает Monavista.
Обратите внимание: Белый рис и другие: специалисты назвали продукты, которые становятся полезнее при охлаждении